Все националистические группы контролировал Комитет.
В 90-е годы у меня не было проблем с финансированием моих проектов в России — я финансировал их сам или с помощью друзей.
Первый проект, на который я попросил денег у крупной европейской организации, было исследование деятельности националистических групп в России в 1995 году.
Ожидаемо, все группы находились под контролем КГБ, который тогда назывался ФСК (Федеральной службой контрразведки).
С 1996 года любая попытка разместить какой-то проект в любом международном исследовательском центре в Москве встречала твердый, но слабо мотивированный отказ.
Я начал встречаться с руководителями. Оказалось, что почти во всех случаях это были «бывшие» сотрудники КГБ разного ранга.
Один из них поразил меня откровенностью:
— Напрасно теряете время. Вам и вашим соратникам-демократам путь к сотрудничеству с международными фондами закрыт.
В 1999 году вместе с Андреем Козыревым я создал несколько небольших исследовательских центров. Разработали пару десятков интересных программ исследования. Предложили сотрудничество всем международным фондам, которые были в Москве.
Тот же результат от тех же бывших сотрудников КГБ.
На конференции в Нью-Йорке в 2001 году я подошел к руководителю крупнейшего американского фонда с представительством в Москве.
— Совершенно невозможно начать совместный проект в Москве. У вас там во главе представительства сидит генерал КГБ и группа КГБшников, которые пристраивают проекты только своих коллег. Вы знаете об этом?
— Да, я в курсе. Но, во-первых, у них неплохой английский. Во-вторых, они умеют решать все проблемы с властью. И, в третьих, меня радует, что они заметно меняют свои взгляды и подходы.
Я очень люблю Лилю Шевцову, восхищаюсь ее экспертизами, мы давно дружим, но в 1997 году я прочел несколько экспертных заключений тогда мало известного Сергея Маркова.
— Фонд Карнеги от своего имени публикует экспертизу КГБ, — заключил я в каком-то интервью.
— Ха, ха, ха, — сказала Лиля тоже к интервью, — Боровой наших экспертов Американского фонда считает сотрудниками КГБ, что может быть абсурднее.
В 2001 году Сергей Марков начал новую карьеру в сотрудничестве с Кремлем и гордо заявил, что всегда сотрудничал с КГБ-ФСБ.
Не ищите на сайте Фонда Карнеги экспертизы 1996-1998 годов. Их там нет.