На судебном процессе продолжают звучать потрясающие цифры.
60 миллионов долларов, на которых настаивает обвинение. 14 миллионов, которые Манафорт официально задекларировал. В любом случае украинские граждане могут представить себе суммы, которые их политики и олигархи платили — и, возможно, продолжают платить — консультантам из западных стран.
Главный вопрос здесь, конечно — за что?
Я очень хорошо помню, как после появления Манафорта в избирательном штабе Януковича соратники будущего президента Украины рассказывали, как американский политтехнолог «облагородил» своего подопечного. То есть Янукович стал иначе вести себя на публике. Стал изображать солидного политического деятеля и специалиста — именно тогда появился миф о «хозяйственнике», который способен спасти Украину после «оранжевой чумы». Янукович даже чаще стал говорить на украинском языке — для украиноязычных приспособленцев это стало хорошим поводом представить, что новый президент станет не марионеткой Кремля, а настоящим главой государства.
Вот только после прихода к власти Янукович продемонстрировал, что не собирается меняться. Он узурпировал власть, превратил государственные институты — от Конституционного суда в парламент — в инструменты такой узурпации. Он разрушил украинскую экономику — страна до сих пор не может преодолеть последствия тотального воровства его команды. Он, как и следовало ожидать, оказался марионеткой Кремля, да и украинским языком Янукович пользовался не так часто. Украинский язык Януковича, похоже, была орудием обмана, как и все остальное. Янукович платил Манафорту миллионы за обман. За то, чтобы Манафорт помог ему обмануть украинского избирателя.
Понимал это Манафорт? Мне кажется, не мог не понимать. Янукович — здесь нужно отдать должное бывшему президенту — человек достаточно искреннен. Он абсолютно уверен, что мир устроен так, как он его понимает и все люди относятся к миру так же, как он. А если не так — значит, им платят другие или у них просто мало денег. Я хорошо помню, как во время телевизионных шоу Янукович, который рассказывал о важности европейской интеграции, в кулуарах сам насмехался над своими словами и говорил мне о необходимости союза с Россией. Для него, я убежден, слова о дружбе с Западом были эстрадным номером, который нужно отработать, чтобы получить власть.
Кстати, когда Янукович получил власть, ему продолжали помогать обманывать — только уже западных лидеров. Сейчас уже забыли об интересе к бывшему президенту Украины со стороны администрации президента США Барака Обамы. Янукович со своей готовностью отказаться от запасов высокообогащенного урана воспринимался как пример ответственного лидера.
То, что пребывание Януковича при власти приведет к катастрофе не только для Украины, но и для отношений России с Западом, тогда мало кто понимал. И в этом смысле Манафорт помог Януковичу обмануть не только украинцев, но и свою собственную страну. Возможно, он тоже не понимал последствий. Возможно, миллионы гонораров позволили ему не думать о последствиях.
Но самое главное — он не думал о том, что задача политтехнолога — научить клиента не обману, а ответственной политической деятельности, цивилизованной борьбе. Это то, что ясно каждому студенту-политологу на Западе. И это то, о чем предпочитают забывать западные консультанты, когда начинают работать в Украине.
Манафорт в этом смысле не является одиноким.