Опасаться его нужно уже сейчас.
В ходе предвыборной гонки за кресло президента Петру Порошенко нравится отвечать лишь за три слова “Армія. Мова. Віра”, ставшие слоганом его кампании. Но в реальности он отвечает за все, что происходит в стране. Именно Порошенко получил невиданный мандат доверия — 55% голосов украинцев и победу в первом туре, но разменял их на коррупционные схемы, подпольные договорняки с бывшими регионалами и стагнацию реформ во имя распределения теневых денежных потоков.
Теперь для того, чтобы выиграть второй срок, технологи Порошенко придумали смысловую рамку “он или реванш”. Они пугают страну прошлым, ренессансом регионалов и агентов Кремля.
Действительно, риск реванша велик. Но опасаться его нужно не в марте 2019 года, когда страна пойдет голосовать. Куда опаснее ежедневный реванш, происходящий прямо сейчас,— ползучая контрреволюция, отвоевывающая свои позиции.
Реванш — это когда Геннадий Кернес выходит сухим из воды в результате циничного спектакля, где всю грязную работу сделал горе-судья. Реванш — это когда обливают кислотой Катю Гандзюк и стреляют в Олега Михайлика, когда совершены десятки нападений на активистов только за последний год, но президент молчит, а министр внутренних дел делится фотографиями из летнего отпуска.
Реванш — это когда антикоррупционного прокурора Назара Холодницкого берут на крючок и спасают от увольнения, а сам Холодницкий помогает мэру Одессы Геннадию Труханову. Реванш — это когда у Арсена Авакова есть частная армия под руководством человека со справкой. Реванш — это когда увеличивают число членов ЦИК, чтобы Банковая контролировала орган по подсчету голосов.
Реванш — когда силами НАБУ вскрыта схема на государственных титановых комбинатах, но фирма-«прокладка» Народного фронта продолжает выводить деньги на зарубежные счета, а министр экономики Степан Кубив не хочет назначать конкурс на нового руководителя.
Реванш — это когда Роттердам+ ежесекундно наполняет карманы Рината Ахметова и его партнера на Банковой. Реванш — это когда Центрэнерго не могут приватизировать уже четыре года, но и не назначают туда полноценного руководителя, потому что временщиком легче командовать.
Реванш — когда рекламу в киевском метро, в аэропорту Борисполь и поездах Интерсити отдают семье нардепа БПП Сергея Березенко — так же, как и детский сад в государственной Конче-Заспе. Реванш — это когда глава фракции БПП Игорь Кононенко скупает округ по схеме Черновецкого, щедро засевая его гречкой, а обещание президента поменять систему парламентских выборов даже забывают включить в ежегодное послание к Верховной раде.
Реванш — это когда Аваков заводит свои фирмы на охрану морских портов, выгоняя сотни людей на биржу труда. Реванш — это когда новым главой ГФС становится человек, отстраненный от должности руководителя Одесской таможни по подозрению в контрабанде.
Реванш — это когда Укрэксимбанк реструктуризирует под 0,5% долги корпорации Богдан, а потом этот же Богдан без тендера становится главным поставщиком для армии. Реванш — это когда Виктору Медведчуку дают развивать сеть заправок Роснефти и прибрать к рукам российский нефтепродуктопровод, а публично при этом призывают бойкотировать его телеканалы.
Реванш — это когда семья Юрия Бойко становится владельцем Киевгаза, а дело по вышкам Бойко вешают на стрелочника бывшего председателя правления НАК Нафтогаз Украины Евгения Бакулина, сбежавшего в Москву. Реванш — это когда путинский кошелек Аркадий Ротенберг находится под санкциями в США и Европе, но его забывают наказать в Украине, потому что Дмитрию Фирташу с ним выгодно работать.
Реванш — это когда первый замглавы СБУ Павел Демчина уходит от ответственности по делу НАБУ, прикрывшись районным судом Ровненской области.
У вас еще не идет голова кругом от этого списка? У меня уже да, при этом здесь перечислены лишь некоторые схемы последних нескольких лет. Я не говорю о том, как довели до ручки когда‑то стоивший миллиард долларов Одесский припортовый завод. Или как через стройки в Киеве бывший генпрокурор легализует деньги непонятного происхождения. Или как регионал Юрий Иванющенко купил себе свободу и спокойно живет в Монте-Карло.
На что рассчитывает власть? На управляемый хаос. Рассорить между собой активистов. Заполучить лидеров мнений за деньги. Продавать свою уникальность, томос и безвиз. Это все имеет мало общего с государственной деятельностью. Но много общего с политическим базаром. А пока главная цель ближайшего времени — обезглавить НАБУ. Ведь Порошенко, перестав быть президентом, утратит иммунитет от расследований Антикоррупционного бюро. Поэтому пока он еще президент, нужно подготовить себе пути отступления.