Переговоры с МВФ имени Шредингера

Правительство остро нуждается в привлечении средств.

После месяцев злосчастий, спекулянты и инвесторы наконец-то дали подышать спокойно развивающимся рынкам. Намекая, что время глобального мирового кризиса еще не пришло, хоть знаки которого то тут, то там появляются перед теми, кто склонен верить в цикличность и отмечать, что уж очень давно мы наблюдаем как рост мировой экономики, так и фондовых рынков. Тем не менее, валюты и долги развивающихся рынков восстанавливаются, даже турецкая лира. А в Аргентине все еще теплится надежда, что прилетит волшебница Кристин Лагард в голубом вертолете и спасет страну. И она таки обещает прилететь. В итоге, даже заговорили о новых размещениях. И если над перспективой выпуска 100-летних облигаций Ганы рынок только посмеялся (хотя такие же бумаги Аргентины еще год назад легко разошлись среди спекулянтов, возможно, подарив надежду нашим африканским аналогам), то Папуа-Новая Гвинея, например, уже близка к выходу на рынок. Настали такие времена, когда открывающимися окнами надо пользоваться как можно быстрее. Американский же фондовый рынок продолжает пребывать недалеко от своих исторических максимумов. Индекс S&P500 откроется в пятницу на отметке в 2914 пунктов. ФРС ничем не удивила рынки на этой неделе, ожидаемо подняв ставку и почти не изменив лингвистические обороты в описании своего виденья ситуации.

Ключевой риск на развитых рынках сейчас – это Италия. И не потому, что там плохой урожай вина. В Италии, после того как победили популисты, в частности, партии местного известного клоуна-комика, решили попробовать реализовать новый экономический курс. Во многом напоминающий тот, который презентовали и в Украине. Когда обещают одновременно и снизить налоги, и повысить социальные расходы. Это всегда ведет к тому, что растет дефицит бюджета, а с ним и долговая нагрузка. И все бы хорошо, но итальянский госдолг к ВВП уже составляет 130%, вызывая переживания рынков и бурчания бюрократов ЕС, которые очень просили итальянских популистов сдерживать свою натуру и ограничить дефицит бюджета. Но те не согласились и выставили бюджет с дефицитом в 2,4%. А дефицит в 2,4% в Италии, где инфляция минимальна и номинальный ВВП растет минимально, не сильно отличаясь от показателей реального ВВП, и в Украине, где номинальный ВВП бежит вперед с огромной скоростью даже при скромном росте реального ВВП – это две большие разницы. Ведь с таким дефицитом долговая нагрузка Италии будет продолжать расти, а не вызывающие доверия политические лидеры вряд ли сумеют обаять инвесторов. Как результат, в ближайшее время рынок итальянского долга может начать трясти еще сильнее (а там и так сейсмическая активность наблюдалась последние месяцы), что может ударить по всем развитым рынкам. Особенно европейским.

Про открытую форточку международных рынков хорошо было бы вспомнить украинцам. Правительство остро нуждается в привлечении средств, но возможность их взять откроет только договоренность с МВФ. Пока же у нас случились переговоры Шредингера. Миссия уехала и молчит, поэтому непонятно, удалось договориться или нет. Слухи о том, что Кабмин вот-вот повысит цены на газ, а Порошенко вот-вот с кем-то переговорит в США (не зря же он там на одном квадратном километре с главой МВФ и на одних фото в одном костюме с Трампом) распространяются, как вирус гриппа осенью, но воз и ныне там. Более того, пока развивающиеся рынки отыгрывают потери, украинский не спешит за своими собратьями, продолжая переживать о судьбе транша. Доходность украинских суверенных еврооблигаций варьируется от 7% на коротком конце кривой до 9% на длинном конце. Украина-32, размещенная год назад, торгуется на уровне 87% от номинала, напоминая, что 12 месяцев назад у Минфина получилось сделать размещение в идеальное время. Тогда, кстати, рынок тоже верил, что в течение нескольких месяцев придет транш. Тот самый транш, что мы все еще ожидаем. И ожидание которого во многом стоило инвесторам 10% от номинальной стоимости бумаги, которые они потеряли за последний год. Это, конечно, несравнимо с потерями в Аргентине или Турции, но тоже очень неприятно.

Ключевой вопрос сейчас — является ли для МВФ действительно принципиальным принятие бюджета на 2019 год для получения нового транша (не важно, пятого старой программы или первого – новой), ведь украинские депутаты ценят украинские традиции, которые говорят, что бюджет должен быть принят в декабрьскую ночь и не раньше. А валютные остатки Минфина после выплаты всех сентябрьских купонов снова подозрительно близки к нулю. Конечно, и больших внешних выплат вроде нет до конца года, но иметь что-то про запас не помешало бы. В том числе и для валютной стабильности. Гривня перестала баловаться, дорогие теневые аграрии успели купить все доллары, которые они хотели, и теперь курс меняется только в моменты, когда бизнес скопом получает много выплат компенсации НДС. После того, как там убрали коррупцию и человеческий фактор, выплаты по НДС стали стабильным фактором для валютного рынка. И только ими можно объяснить последнее движение валюты на 25 копеек до 28,3 гривен за доллар.

На внутреннем рынке Минфин продолжает размещать небольшие объемы по стабильным ставкам, посылая в сад всех любителей затянуть доходность вверх. Пока что правительство имеет такую возможность, особенно учитывая позитивную динамику бюджета за август, который вышел в плюс. Первичная доходность гривневых бумаг остается на уровне 18,5%, валютных – 5,95%. А на рынке акций приятная новость – китайский фактор позволил Украинской бирже вернуть лицензию. Пока программное обеспечение еще не доехало из Пекина, так что торгов фьючерсом, например, мы еще не увидим. Но уже приятно. Как и тот факт, что в некоторых домах Киева снова стала появляться горячая вода. В 21-м веке это большое достижение столицы.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности