Есть лишь небольшая секта.
Когда я впервые прочитал в российских медиа о том, что РПЦ в своей борьбе с Вселенским патриархом должна использовать Турецкую православную церковь, я подумал, что речь идёт о невежестве — не могут же в самом деле в Москве не знать, что это такое!
И, тем не менее, уже сегодня появилась новость — РИА Новости, разумеется — о том, что «Турецкая православная церковь подаёт в суд на Константинопольского патриарха» за его решение предоставить автокефалию Украинской церкви. «У Варфоломея нет полномочий отправлять своих экзархов на Украину и давать автокефалию ее церкви.
Статус Константинопольского патриарха, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков». Каково!
Новость выглядит красиво. Вот только никакой Турецкой Православной Церкви не существует. Есть небольшая секта, которая появилась в 20–е годы на фоне попыток турецких властей создать альтернативную церковь, которая подчинялась бы Ататюрку, а не патриарху. Ее создателем был Павел Карахисаридис, который назвал себя патриархом и принял фамилию Эренерол.
Вначале у церкви появились последователи, но большую их часть — как и большинство греков вообще — из Турции выселили. При этом первый «патриарх» был женат — да-да — и передал «престол» сыну. Сейчас церковью управляет его внук. Так что это семейное предприятие, никакого отношения к мировому православию не имеющее. И о нем, как и о любой маленькой секте, мало кто знает.
Но московские борцы с Константинополем и этим не побрезговали.