Вы были на Афганской войне?
Может быть, был ваш дед или отец? И не погиб ли там кто-нибудь из ваших близких, не дай бог? Ну и уж вы наверняка слышали, что в семье кого-то из ваших друзей или знакомых был кто-то воевавший, раненый, погибший в Афганистане.
Вот я, без ложной скромности, был там. Остался цел и невредим, слава богу. Но друзей там потерял нескольких. Это я к тому, что память об Афганской войне жива. Несмотря на то, что, может быть, грешно так говорить, но потери бывшего СССР там были относительно невелики — 15 тысяч убитыми и 53 тысячи ранеными, больными, покалеченными.
Я уже не говорю о Второй мировой – нет такой семьи, в которой кто-то не воевал, не был ранен, не погиб.
А вот память о Первой мировой войне и о ее жертвах из коллективной памяти людей как будто ластиком стерли. Хотя потери Русской армии убитыми, ранеными, пропавшими без вести, попавшими в плен, по оценкам военных демографов, составляют свыше 9 миллионов человек. В том числе, больше 2 миллионов убитыми.
Но хранится ли в вашей семье предание о деде, прадеде, прапрадеде, сложившем голову на Германской войне? Первая мировая и для России и для других стран постсоветского пространства осталась в исторической памяти народа забытой войной.
Эта потеря памяти понятна и объяснима. Сражения Первой мировой в Европе разворачивались совсем рядом с Парижем, Лондоном, Берлином, Веной, Брюсселем. После войны Европа лежала в руинах, миллионы солдат английской, французской и других армий стран Антанты отдали свои жизни за победу над Германией, которая капитулировала 11 ноября 1918 года.
А для людей, которые в тот день жили на руинах Российской империи, где уже вовсю бушевала гражданская война, где одна власть каждые полгода сменяла другую, подписание мира в далёком Компьенском лесу было событием, произошедшим как будто на другой планете.
Да и с самого начала эта война с Германией и Австро-Венгрией из-за того, чтобы поддержать православных «братушек»-сербов где-то в далёком, не родном краю, была для людей непонятной и чужой. Хотя последствия ее сточки зрения истории были колоссальными – по большей части трагическими.
Революция 17-го года в России, распад Империи, установление большевистской диктатуры и вся последующая цепочка трагических событий, включая и Голодомор, и коллективизацию, и «большой террор», и Вторую мировую войну, и все прочее, включая распад СССР и возникновение постсоветской России – могли бы не произойти. Если бы не Первая мировая война.
История, увы, не знает сослагательного наклонения. Она развивается по принципу «что было – то было». Но у нее есть уроки. И один из этих уроков состоит в том, что не надо ввязываться в бессмысленные, чужие, далекие войны ради вымышленных лозунгов и мнимых ценностей.