Тридцать лет это был известный «доронинский МХАТ».
Театр, ставший очагом стихийного архаического патриотизма и антикварно-ископаемого искусства за десятилетия до того, как граждане поделились на так называемых «либералов» и так называемых «ватников». Рожденный из бури конфликта и стремившийся доказать, что Горький лучше Чехова. Театр этот весьма близок мне по личным причинам. Но я не помню, чтобы при мне кто-то хвалил и настоятельно рекомендовал туда сходить. Однако все знали, что он есть, что он находится в самом центре города и среди исторической застройки выглядит как помпезная буханка черного хлеба с пригоревшей корочкой. А звание альтернативного МХАТа придавало доронинскому театру высокий статус по умолчанию. Теперь Татьяне Васильевне Дорониной по случаю 85-летия придумали пост президента театра и этот пост по-своему символичен.
Потому что и сам театр теперь должен стать президентским. Государственно-патриотическим. Иначе не было бы смысла ставить завлитом Захара Прилепина, худруком Эдуарда Боякова, а в придачу к ним еще и Сергея Пускепалиса. На этой Плющихе теперь будут сразу три новых тополя. И всё это, безусловно, хорошо. Это даже отлично! Потому что все трое действительно талантливые люди. Их общественная позиция и политические взгляды могут быть вам абсолютно не близки, но таланта ведь не отнять. Где-то прозвучало, что ребрендинг МХАТа – это ответ на «Седьмую студию». Это будет Анти-Седьмая Анти-Студия. Ради бога! Еще неплохо бы дело самой «Седьмой студии» решить по-человечески, а потом уже начать увлекательно противопоставление. Я предпочел бы, чтоб было именно так. Чтобы с неформальным, но свободным и талантливым искусством Серебренникова боролись не следователи и прокуратура, а другой театр, в котором тоже будут служить талантливые люди, пускай совершенно ему противоположные.
Идею можно победить только другой идеей. Если условно либеральное искусство будет для публики интереснее – прекрасно. Если публика вдруг сделает выбор в пользу искусства консервативного – это тоже будет свободный выбор. Но сделать его должны зрители. Понятно, что доронинский, а теперь и прилепинский театр не будет испытывать нужды в грантах и преференциях. Но это все равно лучше, что борьба за зрителя с помощью запретов, квот и посадок. А в ближайшее время, по крайней мере, поначалу, в этот театр народ пойдет точно. Хотя бы из любопытства.