Что ждет развивающиеся рынки.
Вот раньше, лет восемь-десять назад, выйдешь, бывало, в воскресный день прогуляться по базару, а отовсюду только об одном и речь. Какой президент для страны лучше? То ли восточный, то ли западный, мужик или баба, с газом или без, натурал или гомосексуалист. Словом, было, что обсудить. Переживал народ, нервничал, верил, что добро победит зло, и готов был сражаться на стороне светлых сил до победы и последней капли крови. «Добро», конечно, было у каждого своё, в зависимости от возраста, образования, географии проживания и классовой принадлежности. Да и вспоминаю я, безусловно, не о гламурных рынках, Бессарабке и Владимирском, где народ «элитный», в политических раскладах сведущий и на пустые обещания политиков не падкий. Речь о каком-нибудь небольшом городке, где базар по-прежнему остается центром провинциальной жизни, притягивающий недельный запас городских страстей, слухов и сплетен, чтобы в воскресенье выплеснуться в виде сформированного общественного мнения, определяющего и направляющего мещанскую жизнь на будущую неделю, до следующего воскресенья.
Теперь всё стало по-другому. Споры закончились. Обещания «снизить и повысить», хоть в два, хоть в четыре раза, больше смешат, чем возбуждают. Ну, разве что пенсионеры иногда в очереди за дешевыми овощами о субсидиях пошумят, да и разойдутся. Оно и неудивительно. Понимают люди, что кто бы к власти ни пришел, из тех, кто сейчас всё на свете обещает, «діла все одно не буде». Словно прочитали они на базаре выжимки из последнего отчета МВФ о том, что ждет развивающиеся рынки в 2019-2020. Да и поняли, что нет у нашего будущего «гетьмана», кто бы им ни стал, ни одного инструмента, чтобы с надвигающимся кризисом бороться. Как минимум, в ближайшие годы.
Что же такое происходит в мире, и как глобальные процессы коснутся Украины, если простыми словами объяснить?
Во-первых, ужесточение монетарной политики со стороны ФРС США ведет к тому, что процентные ставки растут, а доллар крепчает. А это значит, что капитал становится дороже, и брать в долг становится все сложнее. Доллар за последний год здорово укрепился, и обслуживать внешний долг, которого у нас под завязку, стало сложнее. А если к ухудшающейся ситуации в финансовой сфере добавить торговые войны и другие глобальные геополитические риски, то все вместе это грозит перерасти в настоящую эпидемию, больно бьющую по не совсем здоровому организму развивающихся рынков.
А нездоровье, оно, прежде всего – в зависимости от внешнего финансирования. И не одни мы такие. В среднем на развивающихся рынках соотношение государственного внешнего долга к ВВП составляет 50%. В Украине этот показатель значительно выше – 70%. Но мало того, что долги большие, так во многих странах они ещё и краткосрочные, а это всегда дополнительный риск, связанный с возможными проблемами рефинансирования. Ну и последнее – качество кредиторов. Как изволил выразиться МВФ, на развивающихся рынках они по большей части «летучие». Как Фигаро, который сегодня здесь, а завтра там. Оно и понятно. Ведь задача частных кредиторов – не страны спасать, а деньги зарабатывать. Поэтому и готовы они «летать» от одного отчаявшегося заемщика к другому, кто больше цену предложит.
Так что же делать? Посыпать голову пеплом и готовиться к катастрофе? Ну что вы, ни в коем случае. Просто нужно включить механизмы защиты, которые, по мнению МВФ, должны стать отличным буфером, смягчающим удары, вызванные потрясениями в глобальной финансово-экономической системе.
«Что же это за механизмы?» – спросите вы. «Элементарно! – воскликнет МВФ, — вот же они: эффективные политики государственного управления, золотовалютные резервы, фискальная дисциплина, ликвидные местные рынки и сильная база локальных инвесторов».
Именно о них фонд десятилетиями твердит развивающимся рынкам. Кто-то, как Польша, к советам прислушивается и покидает клуб «развивающихся», построив эффективную экономику. Кто-то, как мы, юлит и лукавит, а в конечном итоге остается совершенно голым и безоружным в виду надвигающегося кризиса. Без эффективных политик с истощенными резервами, фискальной системой, поощряющей создание «серых зон», и полным отсутствием как внутреннего финансового рынка, так и локальных инвесторов. Зато вместо инвесторов у нас о-го-го какая армия кандидатов в президенты, щедро финансирующих невыполнимые обещания, чтобы в течение следующих пяти лет собирать доход с многострадальной земли, которая при таких-то хозяевах еще каким-то чудом выживает.
Жаль, конечно! Еще лет пять-десять таких «инвестиций» и на базар, вообще, некому ходить будет. Ну, разве что где-нибудь в Польше или Португалии, чтобы снеди какой-то купить да повспоминать, как оно было там, дома.