В Грузии разразился скандал

Публикация в американском издании всколыхнула страну.

Место посла освободилось в марте – когда закончился срок работы Яна Келли, и он был отозван. О том, что правительство Грузии блокирует назначение нового посла, 26 октября сообщила ведущая грузинская телекомпания «Рустави-2», но власти страны отмахнулись от «новости», посчитав ее ангажированной. Теперь журналист Робби Грэмер пишет, ссылаясь на дипломатические источники, о том, что «некоторые члены грузинского правительства считают Бринк слишком благосклонной к экс-президенту Михеилу Саакашвили». Автор публикации предполагает, что за этим решением стоит лидер правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.

Бриджит Бринк состоит на дипломатической службе более 20 лет. Она работала в Грузии в 2005-2008 и 2011-2014 годы на разных должностях в посольстве США, в том числе и в качестве заместителя посла, с 2015 года занимает должность заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии.

В последний раз Бриджит Бринк была в Тбилиси в сентябре прошлого года – встречалась с премьер-министром и председателем парламента Грузии, с представителями оппозиции и лидерами неправительственных организаций. В распространенном тогда пресс-релизе посольства США была сказано, что грузинская оппозиция выражает обеспокоенность предстоящими выборами в органы местного самоуправления, Бриджит Бринк посоветовала руководству правительства и оппозиции «избегать насилия». Бринк отметила, что США внимательно следят за развитием событий в Украине, а вопрос экстрадиции Михеила Саакашвили в Грузию – это «вопрос украинского и грузинского правительства».

«Бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон был подвергнут критике за то, что многие высокопоставленные должности в посольствах за рубежом пустовали. Его преемник Майк Помпео обещал произвести назначения на эти места как можно быстрее», – пишет автор Foreign Policy, добавляя, что для назначения на должности посла, как и на ключевые позиции в Госдепартаменте, нужно одобрение президента и Сената США. Автор статье отмечает, что власти Грузии отказываются подписать агреман и дать согласие правительства принимающего государства на назначение лица дипломатическим представителем направляющего государства.

Официальные лица в обеих странах, говорившие с автором публикации в Foreign Policy, не согласны с мнением, что Бринк якобы поддерживает Саакашвили. Они характеризуют ее как профессионала и говорят, что Бринк никогда не проявляла личностных симпатий к Саакашвили или его партии «Единое национальное движение».

Один из источников сообщил, что за назначение Бринк послом в Грузии «активно выступал» Аарон Весс Митчелл – помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии. «Администрация Трампа выдвигает на должности послов сильных, квалифицированных кандидатов и прилагает все усилия, чтобы назначения на эти должности произошли как можно быстрее, в том числе в Грузии. Мы не комментируем текущие внутренние процессы», – заявил высокопоставленный чиновник из администрации президента США.

Когда Робби Грэмер готовил статью, он попросил пресс-секретаря правительства Грузии прокомментировать ситуацию, но получил отказ. Теперь же, после публикации материала, в Грузии разразился скандал – почти все высокопоставленные чиновники наперебой говорят о том, что написанное в Foreign Policy не соответствует действительности.

С опровержениями выступило Министерство иностранных дел Грузии: «Все это по-настоящему далеко от истины. Разъяснения в связи с этим уже сделали политики. Речь идет о США, стратегическом партнере Грузии, поэтому думаю, что повторение заявлений подобного характера, в том числе со стороны медиа, наносит ущерб», – заявила заместитель министр Хатуна Тотладзе.

Первый вице-спикер парламента Тамар Чугошвили также выразила недоумение: «Этот вопрос наносит очень серьезное оскорбление Государственному департаменту США, являющемуся одним из самых мощных и сильных институтов в мире. Думаю, это неприемлемо. Соединенным Штатам Америки никто нигде не заблокирует посла, кажется, это всем превосходно известно, и в самих Штатах очень хорошо это знают. Такое невозможно». Она также добавила, что Грузия не одинока и американских послов нет еще «во многих странах».

Вице-президент «Атлантического совета Грузии», а в прошлом – заместитель министра обороны и посол Грузии в США Бату Кутелиа назвал ситуацию «шантажом» грузинского правительства: «Это очень тяжелый удар для грузино-американского стратегического партнерства. И для грузинского правительства лучше всего решить этот вопрос в ближайшее время и дать конкретные ответы, которые сегодня очень актуальны в Грузии и в Соединенных Штатах».

Бывший президент Freedom House (2010-2014 годы), старший директор по правам человека и свободам человека Института Маккейна Дэвид Крамер написал, что «если Грузия отказывается принимать Бриджит Бринк – то это очень неразумное решение. Это был бы отличный выбор, чтобы заменить Яна Келли, это позор для тех, кто ответственен за создание этой ситуации».

Один из лидеров оппозиционного Единого национального движения Саломе Самадашвили заявила, что «Министерство иностранных дел должно дать объяснение. Это крайне раздражающий скандал. Можно сказать, что это недружественный жест по отношению к нашему стратегическому союзнику».

Еще шесть лет назад американо-грузинские отношения были идеальны. С 2009 года они соответствуют положениям Хартии о стратегическом партнерстве между двумя странами, для реализации которой созданы четыре двусторонние рабочие группы по приоритетным направлениям демократии, обороне и безопасности, экономическим, торговым и энергетическим вопросам, а также гуманитарному и культурному обмену. В феврале 2012 года начата работа над соглашением о свободной торговле, которое ставила Грузию в положение единственной европейской страной, имеющей такой договор с Соединенными Штатами. С 2004 года Грузия начала активное сотрудничество с НАТО, грузинские военные участвовали в миротворческих операциях в Ираке, до настоящего времени находятся в Афганистане, являясь вторым крупным, после американского, воинским контингентом в этой стране. Именно американское политическое вмешательство спасло Грузию от полномасштабных действий российской армии в 2008 году и полной оккупации страны.

Смена политической власти в Грузии в 2012 году повлияла и на восприятие американской политики партией власти «Грузинская мечта». Любые замечания или социологические исследования, периодически проводимые двумя американскими институтами – IRI или NDI, если результаты не нравились грузинской власти, подвергались остракизму и нареканиям. Почти всегда индикатором отношений была и остается фигура экс-президента Михеила Саакашвили, а его дружеские отношения с Дональдом Трампом и Джорджем Бушем-младшим – причиной для недовольства Вашингтоном, в любых контактах или встречах в Тбилиси видели «подковерные игры» или сепаратные отношения.

Пока сложно сказать, как скандал повлияет на скорейшее назначение американского посла, но грузино-американские отношения уже не такие идеальные, особенно после публикации отчетов международных организаций о недавних президентских выборах в Грузии.

Руководитель пресс-службы Государственного департамента США Хезер Науэрт заявила, что «США обеспокоены нарушениями, которые были допущены в ходе организации предвыборных кампаний отдельных кандидатов в президенты Грузии». Беспрецедентно жесткое заявление касалось конкретных нарушений: «Мы разделяем обеспокоенность миссии и других международных и местных наблюдателей в отношении, помимо других проблем, имевших место случаев использования государственных ресурсов в проведении предвзятой избирательной кампании. Эти действия не соответствуют взятым Грузией на себя обязательствам по проведению совершенно свободных и прозрачных выборов, и мы настоятельно призываем власти Грузии устранить недостатки, выявленные ОБСЕ и другими наблюдателями».

Временно исполняющий обязанности посла США Росс Уилсонзаявил, что Вашингтон крайне обеспокоен тем, что у него еще нет в Тбилиси посла и что процесс назначения состоится только в следующем году.

Вряд ли Москве следует радоваться сложившейся ситуации – в Грузии уже десять лет относятся к США как дружественной стране, а к НАТО – как политико-военному институту, в котором США играет главную роль.

Исследование NDI, проведенное в начале 2018 года, показало, что 64 процента грузин хотят видеть страну в составе НАТО, и почти столько же, 63 процента, считают Россию главной угрозой Грузии. И поскольку общественное мнение является решающим в Грузии, пойти наперекор населению власть не может. Скорее всего, последний скандал только улучшит отношение местного населения к США, а власти Грузии будут вынуждены активизировать переговоры с Вашингтоном, чтобы в скорейшем будущем в Тбилиси назначили нового посла. Единственный неудачник в этой истории – российский олигарх Бидзина Иванишвили. Хотя ему не привыкать – его рейтинг стабильно падает. Американская мечта оказалась популярнее «Грузинской мечты».

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности