Что задумали российские стратеги.
Между прочим, фрегат российского Северного флота «Североморск», вошедший в Черное море, был до 90-х годов «Маршалом Буденным», «Маршалом Жуковым», а затем даже «Симферополем». Кое-чему у россиян можно поучиться – как изменять информационный контекст.
После кризиса 25 ноября украинское общество «заведено» военно-морской темой, поэтому сегодня СМИ проявляют заинтересованность, что на самом деле это могло бы означать? Как заявлял Андрей Клименко, который уже длительное время занимается вопросами проходов военных судов разных стран черноморскими проливами, «Североморск» является одним из лучших боевых кораблей россиян. Он постоянно в походах, на учениях и пр. В свой нынешний поход «Североморск» вышел еще в июле прошлого года.
Что задумали российские стратеги, мы можем только догадываться. Но этих догадок может быть несколько.
Заход корабля является частью «рабочей программы». Он давно в плавании, и, возможно, появились какие-либо технические причины зайти в ближайшую военно-морскую базу для решения вопросов, которые не могут быть решены вне территории России. Ну, скажем, некий ремонт, частичная смена экипажа, пополнение запасов чего-то, частичное переоснащение и т.д.
Но даже если демонстративности в действиях россиян по их замыслу не возникало, ситуация выглядит несколько иначе.
В течение последних недель корабли стран НАТО в Черном море были, и есть. Конечно же, эти визиты являются ответом на расширение российской агрессии. Но НАТО только демонстрирует свое присутствие, интерес, изучает возможный театр военных действий. Класс их кораблей является скорее сигналом «я не сдамся без боя», нежели провокацией этой битвы.
В РФ отвечают четко: мы готовы к дальнейшей эскалации. У нас тоже есть чем расширять свое присутствие. И наши намерения более решительные, чем у НАТО: мы готовы к бою, и есть чем вести этот бой.
Думаю, «Североморск» подтверждает резюме «Майдана иностранных дел», что для России принципиально закрепить полное военное доминирование в черноморском бассейне, она готовится к дальнейшей конфронтации и эскалации.
Безусловно, подобные жесты делаются прежде всего в сторону НАТО: мол, учтите, ребята, насколько далеко вы готовы зайти и способны ли вы, учитывая имеющуюся политическую волю и ресурсы, зайти дальше нас? Подобная российская логика поведения вполне воспринималась президентом Обамой, который был убежден, что США не должны вовлекаться в вооруженный конфликт в Украине, поскольку Штаты обладают меньшими ресурсами, нежели Россия, готовая вложить в эту ситуацию.
В действительности это сигнал и для наших горячих голов, готовых повторить попытку прохода через Керченский пролив кораблями ВМСУ. В период новогодних и рождественских праздников блокада Азовского моря происходила преимущественно ввиду климатических факторов. Россияне просят не расслабляться. Все только начинается.
Мы это знаем. Но готовы ли?