Демократия или благосостояние: что выберут украинцы.
При всех недостатках нынешнего президента, нужно отдать ему должное – демократию он всё-таки сохранил. То ли сил не было людям рот закрыть, то ли руки не дошли, а может, сознательно не захотел. В любом случае, таким либерализмом президент позволил стране сохранить одно из главных и принципиальных отличий от России. Даже та интрига в отношении выборов, что в эти дни уже достигла кульминации, его заслуга. Не будь свободы слова и демократии, сейчас бы дружно голосовали за какой-нибудь «нерушимый блок» дешевого газа и ортодоксальных скрепов.
Достижение? С точки зрения глобальной цивилизации и исторического процесса, безусловно. Востребовано ли это достижение нашим народом? Сомнительно. Ни один предвыборный плакат, ни одной партии не пестрит обещаниями ещё больших нравственных свобод. Наверное, нет спроса. Речь в основном о материальном – газ подешевле, пенсии повыше, сало пожирнее.
Унизительно? Нисколько. Как вы думаете, если предложить гражданам Украины выбор: демократия или благосостояние, что они выберут?
Позволю себе аполитично предположить, что активная часть населения в рабоче-детородном возрасте, выберет благосостояние. Абсолютным большинством! В подтверждение своих слов приведу тот факт, что множество украинцев уехали от демократии именно поближе к благосостоянию, в Польшу, Португалию и другие европейские демократии. «Вот-вот, именно в демократии уехали!», – возразит воображаемый оппонент. Конечно, в демократии, но в богатые демократии. И вряд ли уехавшие наслаждаются там демократическим процессом, не имея избирательных прав и зачастую не зная языка. Звучит немного бездуховно, зато правдиво.
Благосостояние первично. И есть реальные примеры, подтверждающие этот тезис. Тот же Сингапур, который многие приводят в качестве образца, рассуждая о будущем Украины. Высочайший уровень жизни, отсутствие преступности и при этом никакой демократии. И культуры, кстати, тоже. Хотя, наверное, на каком-то этапе она начнет появляться. Богатые европейские и американская демократии, нарастившие поверх материального жира хорошую культурную прослойку, тому отличное подтверждение. В условиях тотальной сытости свобода мысли и слова уже вряд ли представляют угрозу существующему строю.
«Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом», – утверждал Ницше. И если к этой кожуре не добавить ещё один защитный слой, попрочнее, то всегда есть шанс, что хаос вырвется наружу. Именно так происходило в разных империях, с красивой культурной кожурой, но без материальной брони. Литераторы «серебряного века» не спасли Россию от октябрьского переворота, как эпоха Просвещения во Франции не помешала пролиться рекам крови во время французской революции. И этот защитный слой называется благосостоянием. Опыт того же Сингапура доказывает, что броня благосостояния может сделать многонациональный и к тому же мультирелигиозный хаос вполне контролируемым, даже при полном отсутствии культуры. А вот бедное общество всегда живет на гране революции.
Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде. Дороги к лучшей жизни всегда открыты. Несколько миллионов сбежавших на заработки – отличное тому доказательство. Как и тысячи «грантоедов», получающих вполне европейские зарплаты, подвизаясь на ниве «спасения» нищей страны и её обитателей. И это не только доказательство. Это чудесная подсказка – какой должна быть национальная идея. Почему бы вместо разных пафосных ценностей, проповедуемых демагогами и лицемерами разных мастей, не сформулировать одну – ВВП на душу населения. В Сингапуре он $55,600, у нас $2,700.
Из чего мы будем выбирать в следующее воскресенье? Реалистичных варианта, как известно, три – «воровство и демократия», «месть и воровство» и «позор и воровство». Жаль, что «воровство» неизбежно в любом случае. И если так, то, как ни крути, а ждать благосостояния, которое наперебой, правда в разном толковании, обещают все кандидаты, наверное, не стоит. Воровство, возведенное в ранг государственной политики, и благосостояние народа есть понятия несовместимые.
Говорят, что счастливее всего тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня. Это точно не об украинском народе. В разных индексах счастья Украина всегда в числе замыкающих. При этом мы ждем и верим, что наш выбор «верховного» что-то изменит. Древние философы утверждали, что для исцеления от страха и тревоги нужно покончить с желаниями. Я бы добавил – и с ожиданиями. Ожидания очень часто ошибочны. В Украине, когда речь заходит о вождях, почти всегда. Ещё ни один правитель, начиная с Хмельницкого, не оправдал ни желаний, ни ожиданий своего народа. Были, конечно, великие победы, но потом, чаще всего, всё заканчивалось «переяславской радой». А ведь несовпадение ожиданий с действительностью доставляет нам больше страданий, чем сама действительность.
Перестанем надеяться на спасителей, так и бояться перестанем. А там и страну построим. И не сверху вниз, а, наоборот, снизу вверх, тяжелым трудом и верой в себя. В конце концов, «в стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут за тобой».