Пока польским службам удалось предотвратить попытку мигрантов прорваться на польскую сторону. Но беларусские силовики ведут к границе еще больше людей.
На беларуско-польской границе очередная яркая картинка – около тысячи мигрантов из Ближнего Востока, собравшись в колонну, попытались прорваться на польскую территорию, говорит Игорь Тышкевич, эксперт UIF (Ukrainian Institute for the Future).
И что будет дальше?
Чтобы понять логику процесса (точнее, его часть – когда миграционный поток есть и он относительно массовый), советую отмотать на три-четыре года назад. На кризис с сирийскими беженцами. Пока события развиваются в той же логике.
Одна страна (тогда Турция, сейчас Беларусь) по своим резонам решила не выполнять роль буфера миграции и создала условия для транзита через свою территорию. В обоих случаях был этап первого шока соседей. Потом попытка закрыться. Потом колонны мигрантов и те страны, которые не удержали границы, старались «скорее пропустить дальше».
И потом, после этапа взаимных обвинений, решение вопроса. И сопутствующих вопросов (либо ключевых), которые были важны для стран-инициаторов (и они никак не были связаны с миграцией).
В обоих случаях, есть и детали волн миграции.
В Беларуси сейчас вторая. Объясню суть. Новый маршрут пугает. Поэтому первая волна не такая большая. А дальше работает реклама. Каждый, кто попал в место назначения, – реклама и пример для подражания.
Проблемы остальных воспринимаются соотечественниками в формате «ошибся, не с теми посредниками работал». А вот успешный кейс – сигнал к действию для друзей, родственников и знакомых. Временной лаг (от первого успеха до волны) – от двух до четырех месяцев.
Первые успешные кейсы были летом. Сейчас начало второй волны.
И, наконец: мы смотрим на границу. Читаем, «сколько не пустили». Задайте себе очень простой вопрос: если 1 000 мигрантов бодается на небольшом участке с пограничниками и на этот участок стянуты резервы… Что происходит в 6-7-10 км от места привлечения внимания.
И второй вопрос «число тех, кого не пустили, равно числу мигрантов? То есть у каждого только одна попытка прыгнуть за кордон?».
Поискав ответы на эти вопросы, можно получить понимание, почему в Польше практически ежедневно ловят перевозчиков «от границы с Беларусью, к границе с Германией». И откуда в Германии уже от 4 000 до 6 000 учтенных (задержанных) мигрантов.
Эти люди – тоже реклама маршрута. Тем более, что если верить DW, у некоторых перевозчиков есть даже сервис «безопасная покупка»: перевозчик получает от отправителя вторую часть оплаты, только когда мигрант сделает селфи на немецкой территории.
Поэтому вспоминаем историю турецкого маршрута и видим (с учетом специфики и климата) варианты для беларусского.