Капуцины меняют свои каменные орудия.
Команда археологов в Бразилии раскопала каменные орудия обезьян-капуцинов, возрастом 3000 лет, и они показывают изменения в поведении и рационе питания.
Ученые отмечают, что орудия изменились всего за 450 поколений обезьян, пишет интернет-издание Хроника.инфо со ссылкой на Новое время.
Археологические данные об использовании людьми инструментов датируются примерно 2,5 млн лет, и археологи используют изменения в технологии создания каменных инструментов, чтобы отслеживать изменения в человеческой эволюции, культуре и образе жизни. Орудия обезьян также меняются, но в сжатых временных масштабах.
Обезьяны-капуцины более универсальны при использовании орудий, чем шимпанзе. Они выбирают камни правильных размеров и форм для самых разных задач, от копания до взлома различных орехов и семян (каждый имеет свои собственные размеры и весовые характеристики в качестве идеального инструмента для взлома).
В бразильском национальном парке Серра-де-Капивара группа капуцинов взламывает орехи кешью круглыми кварцитовыми булыжниками, которые они выбирают и несут в рощу кешью из сухого русла, расположенного на расстоянии около 25 м. Капуцины перерабатывали пищу в одном и том же месте в течение по крайней мере 3000 лет — и оставляли после себя свои явно истертые инструменты. Это около 450 поколений обезьян, и за это время археологи заметили некоторые серьезные изменения в каменных молотках и способах их использования.
Изменения в размерах камней, структуре повреждений и использовании обезьянами других камней в качестве наковален — все они, вероятно, указывают на изменения в том, как обезьяны добывали еду. Это первый раз, когда археологи смогли использовать инструменты для отслеживания изменений в поведении с течением времени для других видов.
Каменные молотки из самых глубоких пластов, меньше и легче, чем те, которые капуцины используют и выбрасывают сегодня. И камни, которые могли использоваться в качестве наковален (которые приобретают свой собственный рисунок в виде вмятин), отсутствуют. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что эти древние обезьяны взламывали меньшую, менее тяжелую скорлупу, чем у кешью.
В археологических данных есть перерыв, но в слое, датируемом 640−565 лет назад, он появляются каменные наковальни рядом с каменными молотами. А 257 лет назад изменилось что-то еще: каменные молотки из этого слоя намного крупнее и тяжелее, чем те, которые используют капуцины на площадке сегодня, а наковальни (и разбитые кусочки наковален) встречаются гораздо чаще. Похоже, капуцины перешли от употребления в пищу более мелких семян к чему-то еще большему и более жесткому, чем кешью.
Поскольку капуцины передают использование инструмента от обезьяны к обезьяне (и от группы к группе) через социальное обучение, невозможно точно сказать, являются ли эти обезьяны группой, которая жила все это время на одном месте и меняла свои орудия.
Авторы работы говорят, что эта 3000-летняя археологическая запись капуцинов дает представление о том, как животные, использующие инструмент, адаптируются к экологическим изменениям в долгосрочной перспективе. Это должно заставить нас чувствовать себя немного менее одинокими, но это также может в конечном итоге сказать нам кое-что о нашем прошлом.