Дозы, которые грозят при перелетах к другим планетам, очень опасны.
Космическая радиация остается одним из главных препятствий перед проведением по-настоящему долгих пилотируемых экспедиций, передает Хроника.инфо со ссылкой на Хвилю.
Некоторые космонавты проводят на МКС достаточно длительные сроки, однако здесь они находятся на околоземной орбите, под защитой глобальной магнитосферы нашей планеты. Дозы, которые грозят при перелетах к другим планетам, куда выше и опаснее. Одну из сторон этого риска продемонстрировали исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне.
Чарльз Лимоли (Charles Limoli) и его коллеги проводили эксперименты с лабораторными мышами, в течение полугода подвергая их постоянному воздействию невысоких доз радиации. В результате у животных развились проблемы с памятью и обучаемостью, проявились признаки хронического стресса и высокой тревожности. Они с опаской исследовали темные углы и тени, хуже запоминали новые стимулы, меньше боролись при помещении в водный аквариум.
Ученые подчеркивают, что радиационное воздействие было невысоким и примерно соответствовало тому, с чем предстоит столкнуться космонавтам в действительности. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале eNeuro. Состав излучения также имитировал космическую радиацию, включая гамма-фотоны и тяжелые нейтроны. Его действию подвергали 40 мышей, еще 40 жили в обычных условиях — в качестве контрольной группы. Состояние и когнитивные способности животных проверялись перед экспериментом и после него.
Затем, еще полгода спустя после прекращения радиационного воздействия, мышей усыпляли для проведения исследований тканей мозга и их возможностей восстанавливаться после относительно умеренных повреждений. К сожалению, надежды не оправдались — и нейроны подвергнутых радиации грызунов демонстрировали заметные отличия.
Впрочем, ученые отмечают, что не все животные реагировали на излучение одинаково: если у одних ухудшение когнитивных функций и изменения нервных тканей были весьма значительны, то у других они менялись не так сильно. Возможно, в будущем такая «предрасположенность» станет важным элементом отбора в экипажи дальних космических миссий.