Выставка обрядовых и поминальных хлебов из всех регионов Украины открылась в музее «Мемориал жертв голодомора» в Киеве. Несколько десятков хлебов из разных регионов Украины по старинным рецептам испекли реконструкторы Вадим Мицик, Ольга Наливайко, Валентина Борисенко, Елена Брайченко, Елена Щербань и Ольга Олийник.
— Это выставка-тризна по тому поколению 1932-33 годов, которое выморили голодом, которое не было похоронено по христианскому обряду, которому не поставили хлеб на крышку гроба, — говорит руководитель выставки заместитель директора музея Леся Гасиджак, передает Хроника.инфо со ссылкой на gazeta.ua.
— Толчком к выставке стала одна история, когда в одной семье, как выяснилось, шесть человек умерли в 1932 году, но никто об этом не знал, потому что запрещено было говорить о Голодоморе. Это выставка хлебов, которые пекли на различные календарные праздники. С другой стороны, эта выставка — это реквием за той культурой, которая была уничтожена в 20 веке. Многие хлебы, которые вы видите сегодня, были реконструированы — испеченные по старинным рецептам, о которых уже практически никто не знает. Поэтому мы хотим вернуть их в нашу культуру.
Консультант Галина Олийник говорит, что идея такой выставки появилась еще 10 лет назад.
— У нас были разговоры еще с 2004 года, как делать эту тризну. Думали: по каждому району сделать это аутентично. У нас была полемика о том — давать караваи или не давать. Потому что каравай — это праздник и радость. Но в Украине до сегодняшнего дня холостых молодых людей хоронят с караваем. Перед этими людьми, которые умерли в голод, мы в долгу. Недаром на праздники в гости приглашали умершие души и во время поста просили поддержки. Наши предки верили, что и счастливую жизнь, и хороший урожай зависят от душ предков.
Ольга Наливайко — этнограф, реконструктор древних хлебов — испекла 5 старинных хлебов.
— Я с большой любовью испекла эти хлеба, — говорит. — Эта традиция должна передаваться как эпос. Это не то, что поставил, мы съели, и его нет. Приходит определенное событие, и мы должны это повторить. Это должна быть семейная традиция. Не надо лениться печь хлеб. Когда я делаю хлеб и потом его вытаскиваю из печи, из него идет такая сила, что усталость куда-то убегает, потому что тесто месить тяжело. Расскажу один фрагмент о погребальном каравае. Каравай на свадьбу — праздник. А каравай на похоронах — это печаль. Разница между ними в том, что свадебный каравай украшают деревцем, которое символизирует род, оно имеет разветвления. А в погребальный каравай его не ставят. Потому что этот человек не даст рода.
Свои хлеба Ольга Наливайко воспроизвела по семейным рецептам, а также по рецептам, которые рассказывали раньше старики в селах. Сейчас, говорит этнограф, мало кто их знает. Подводит к большому хлебу с запеченным посередине меньшим булабушком:
— Это хлеб «с душой» или «с дитятком»: в обычный хлеб делается углубление, ямка, и туда ложится маленькая буханка. Подала я еще маленькие хлеба «подавники» с Карпат. И хлеб-«запростибиг» из Центральной Украины. Его раздавали людям за молитву.
Аромат хлебов стоит во всем выставочном зале.
Читайте также: Бывший президент США открыл персональную выставку картин и показал нарисованного Владимира Путина
Леся Гасиджак ломает большой душистый «пампушник» и раздает присутствующим — причаститься в память по умершим в голод, которым в свое время не испекли хлеба.