Спустя месяц Кабмин наконец разработал программу работы. Сегодня министры презентуют ее в Раде, а часть реформ показали вчера на своем заседании. Речь о снижении цены на лекарства, отмене налогов на пенсии, «зеленом тарифе», приватизации и частных тюрьмах. Эксперты уверяют: то, что выдают за социальный шаг, на деле — противоположное, передает Хроника.инфо с ссылкой на Вести.
Гройсман анонсировал «агрессивную программу» по добыче газа
Отмена налога на сверхпенсии
Отмену налогообложения пенсий (18% списывают уже два года кряду) Гройсман называет «социальным шагом». Кабмин отчитался: решение коснется более чем 400 тыс пенсионеров. Но есть нюанс. «Налог начисляется, только если пенсионер получает выплаты объемом свыше трех минимальных зарплат, то есть 4134 грн. Таковых в общем объеме 3% — они получат довесок из, к примеру, 360 грн, если насчитана пенсия в 5 тыс. грн», — пояснил экономист Александр Охрименко.
Эффект от новшества будет таким: сами пенсионеры — депутаты Рады получат больше на 1700 грн, судьи — порядка 2 тыс. грн. Показательно и то, что нынешняя власть поднимает на знамена свою же «реформу», введенную в 2014 году.
«Об отмене налогообложения заговорили сразу же после его внедрения. Только тогда ни БПП, ни НФ за это не голосовали, называя инициаторов популистами», — сказал «Вестям» эксперт Юрий Гаврилечко. По мнению эксперта, затертую тему извлекли на свет ради пиар-эффекта: нужно отвлечь внимание населения от тем повышения пенсионного возраста и перехода к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, два «верхних» — накопительных — этажа которой из-за инфляции грозят «съесть» накопления украинцев.
Что означает «зеленый тариф»
Один из законопроектов касается рынка электроэнергии. На рынке появится новый игрок, который будет работать с потребителями вместо государства. «Переходим к свободному рынку, и надо быть готовыми к росту тарифов. В конечном счете за все заплатит потребитель», — считает энергоэксперт Валентин Землянский.
Дело в том, что промышленность платит гораздо больше, чем население. При этом она же более качественный покупатель, чем обычные люди, — заводам энергия нужна постоянно. Утром, днем и ночью к ним идет ровный поток электричества, без пиков и спадов. А люди потребляют электричество утром и вечером. По словам Землянского, производителям выгодно продавать электричество именно промышленности. А государство настаивает, чтобы простые потребители получали свою часть энергии по определенной цене. Но если государство отойдет в сторону, то самую дешевую энергию скупят промышленники, а населению переправят, что осталось.
Что станет с рынком лекарств
Кабмин обещает: уже в этом году лекарства подешевеют. Эксперты называют задачу «детищем» Гройсмана, который за месяц разработал пакет законов. Будет изменен порядок регистрации лекарств.
Как уже писали «Вести», обещают открыть результаты клинических исследований препаратов и люди смогут понять, какие лекарства действительно лечат заболевание, а какие снимают симптомы. И ключевой момент: украинский рынок открывают для европейских препаратов. Правда, в последний момент министерство предложило запустить только те лекарства, которые не производят у нас. По словам экспертов, это сводит на нет всю идею Кабмина — создать конкурирующий рынок. Они надеются, что поправка не пройдет.
«Если других сюрпризов не будет и все сделают, как задумано, появится конкуренция на рынке. Ассортимент расширится, цены снизятся на 20–40%, — полагает Дмитрий Шерембий из благотворительного фонда «Пациенты Украины». — Но этого недостаточно. Нужно убрать цепочку чиновников, которые годами наживались на людях. Например, сократить число проверок и регуляторных документов. Они нужны только для наживы бюрократов, а не защиты пациентов».
СИЗО: «перевесят таблички»
Реформу пенитенциарной системы озвучила замминистра юстиции Наталья Севостьянова: во-первых, в Кабмине приняли законопроект, предусматривающий ликвидацию Госпенитенциарной службы. Если Рада его поддержит, тюрьмы, колонии и СИЗО перейдут под крыло Минюста. По той же схеме год назад ведомство получило контроль над Госрегистрационной и Исполнительной службами.
Суть не изменилась: произошло лишь перераспределение потоков. «И нынешняя реформа — не реформа, а перевешивание табличек. Процессы останутся, но руководить ими будет уже Минюст. А нужно убирать лазейки для коррупции, дать возможность осужденным зарабатывать, изменять принципы досрочного освобождения. А эти элементы не изменят», — сказал экс-глава Пенитенциарной службы Сергей Старенький.
Во-вторых, взялись за строительство новых учреждений. Это стоит значительно больше, чем может позволить бюджет, и в Минюсте решили привлекать частного инвестора. Проект курирует замминистра Гия Гецадзе.
«В той же Британии содержание заключенного в частной тюрьме стоит меньше, чем в государственной», — описал он «Вестям» выгоду. В частной тюрьме государство будет платить только за охрану, остальное (коммуналка, одежда, питание и т. д.) берет на себя предприниматель. Его выгода — в использовании здания старой тюрьмы (так в центре Киева может появиться развлекательный комплекс, «СИЗО-сити») и дешевой рабсиле, которую обеспечивают заключенные. «Но в 2014 году из законодательства изъяли норму об их обязательном труде, и сейчас работают не более 15%. Остальных содержать невыгодно», — заключил Старенький.
Глобальная распродажа
На заседании министры единогласно проголосовали за продажу Одесского припортового завода. Стартовая цена — 13 млрд 175 млн грн. «Мы год готовили завод к продаже. Выставляем 99,6% акций. Это наш стратегический объект. ОПЗ имеет выход к морю, глубоководные порты, крупнейшие в Европе хранилища аммиака и контролирует уникальную трубу, по которой российский аммиак течет в ЕС», — пояснил глава Фонда госимущества Игорь Билоус.
В планах — попытаться продать завод иностранным инвесторам. Россиян к аукциону не допустят, опираясь на закон о стране-агрессоре. Будущему инвестору придется решить вопрос долга ОПЗ перед Ostchem (компанию связывают с миллиардером Дмитрием Фирташем). Речь идет почти о $200 млн (порядка 5 млрд грн) без учета штрафов, пени и других потерь. Кроме ОПЗ, Кабмин распродает приблизительно 400 менее значительных предприятий: спиртзаводы, остатки колхозов.
В 2016-м процесс должен принести минимум 15 млрд грн. Но по словам главы парламентской приватизационной комиссии Игоря Лапина, есть риск отсутствия реальной конкуренции. Мол, продавать во время войны — означает распродать предприятия за бесценок среди своих. «Не время продавать, — говорит Лапин. — В стране продолжается АТО и к нам не пойдут иностранцы. А под видом зарубежных инвесторов зайдут владельцы офшоров, наши же олигархи».
Чужих людей меняют на своих
В целом шаги значительно отличаются от того, с чем Гройсман шел в Кабмин. Тогда в программе были другие задачи. Обещали новую систему подачи деклараций, планировали убрать конфликт интересов между чиновниками и их родственниками.
Но на деле, считает политолог Кость Бондаренко, убирают не процессы, а чужих людей, заменяя их своими. «А для видимости бурной деятельности начали короткий забег с пенсиями и лекарствами. Гройсману нужно показать хоть какой-то результат, и он взял высокий темп. Но занимается тем, что можно сделать быстро и чем можно заинтересовать самые бедные слои населения», — говорит Бондаренко.
Читайте также: Декоммунизация: как изменится жизнь налогоплательщиков
Журналисты «Вестей» побывали на родине премьера и выяснили, как семья Гройсмана сколотила состояние и чего в Виннице ждут от знаменитого земляка.
1 комментарий
Как изменится ? Как у яблока, если то что от него осталось , бросить в соковыжималку на повторный отжим .
Комментарии закрыты.