В поиске высокого заработка за рубежом украинцы остаются без паспортов и с болезнями.
Украинцы все чаще страдают от торговцев людьми. В поисках высокооплачиваемой временной работы соглашаются на приглашения из-за рубежа, но в итоге оказываются обманутыми. С начала этого года международные общественные организации зафиксировали более 100 случаев трудовой эксплуатации. В большинстве из них людей не просто заставляли выполнять тяжелую работу без оплаты, но и содержали в жутких условиях и даже избивали, передает Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.
Как рассказала начальник отдела по делам семьи департамента соцзащиты ХОГА Людмила Гоначарова, случаи трудового насилия, в частности, над харьковчанами фиксируют, в основном, в соседних странах — Польше, Молдове, Армении, Белоруссии и Абхазии, но подавляющее большинство приходится на Россию. Чаще всего такая работа связана со строительством или вредным производством. Трудиться заставляют без выходных, а рабочий день может длиться по 12 часов и больше. Как правило, через два-три месяца пострадавших отпускают, и в лучшем случае они могут рассчитывать на оплату дороги домой.
По словам представителя Всеукраинской коалиции по противодействию торговли людьми Ольги Белецкой, организовывают трудовое рабство целые преступные группы. Вербовщики ищут своих жертв, как правило, возле центров занятости, в общепитах или в социальных сетях. Чтобы войти в доверие, они красноречиво обещают соискателю золотые горы и даже предлагают транспорт для доставки к месту работы.
«У нас был случай, когда женщины и мужчины ехали на сбор ягод, но оказались на силикатном заводе. Под предлогом регистрации у них забрали паспорта, а когда люди поняли, в какой оказались ситуации и попытались сбежать, их избили, — рассказывает Белецкая. — Был случай, когда женщин вывезли на завод по производству кирпича, хотя предлагали легкую кабинетную работу на производстве с зарплатой около $800 в месяц. Условия были ужасными: им не подвозили даже нормальной питьевой воды, кормили в лучшем случае лапшой быстрого приготовления, не говоря уже о том, что работать заставляли без выходных. Когда женщины вернулись, у них были большие проблемы со здоровьем».
По словам эксперта, по закону государство должно оказывать помощь выявленным пострадавшим. Люди могут получить соответствующий статус и помощь. Но подтвердить такой статус в этом году смогли всего два человека, поскольку пострадавшие возвращаются с «заработков» в тяжелом психологическом состоянии и боятся называть свои персональные данные.
Чтобы не оказаться на крючке у злоумышленников, эксперты советуют следовать нескольким простым инструкциям. По словам исполнительного директора общественной организации «Твое право» Александра Полянского, соискателю следует обращаться к специалистам за консультацией, перед тем как согласиться на работу за границей. К примеру, позвонить по номеру специальной бесплатной горячей линии 527.
«Ни в коем случае никому нельзя отдавать свои документы, а перед выездом следует сделать их копии и «подвесить» сканы в сетевом облаке. При попадании в другую страну сразу же записать или запомнить контакты организаций, которые смогут защитить вас — к примеру, посольство. И разумеется, нужно заключать контракт с работодателем и выезжать только легально», — советует Полянский.
УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА РАССЫПАЮТСЯ
Эксперты говорят, что доказать факт трудовой эксплуатации в суде крайне сложно. Подобные дела рассыпаются еще на стадиях досудебного следствия из-за отсутствия доказательной базы. Примером такой ситуации стал случай жительницы Купянска Харьковской области Светланы Ефремовой, которая три года назад отправилась в Россию на сбор урожая. Женщина вместе с другими земляками полола грядки, заготавливала сено и собирала яблоки, но денег так и не получила и чудом забрала свой паспорт. Светлана решила судиться с нечестными работодателями, но наказать их не удалось.
Читайте также: Украинцам подсказали, в какой валюте лучше хранить сбережения
«Следствие продолжалось около полугода, моим делом занимался адвокат из Киева, и по всем признакам произошедшее со мной квалифицировалось именно как торговля людьми. Но в итоге дело даже не дошло до суда, и адвокат сказала, что ничего нельзя сделать», — рассказала Светлана.