Дончане нищают и ищут счастья в других краях.
Ситуация с работой на оккупированных территориях Донбасса остается плачевной. Боевые действия, закрытие предприятий, массовый выезд специалистов в спокойные регионы привели к краху системы трудоустройства. Найти хорошую работу с хотя бы стабильной зарплатой стало практически нереально, передает Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.
Средняя заработная плата на оккупированных территориях Донбасса – 5697 рублей, по данным центра занятости т.н. «ДНР». Это 2686 гривен, или без нескольких копеек 100 долларов в месяц. При этом жители Донецка сообщают, что зарплата в 6000-7000 рублей считается еще неплохой по местным меркам. Все что выше, уверяют дончане, либо получают сотрудники различных оккупационных «министерств» и «ведомств», либо эти зарплаты «заточены» под разнообразные штрафы.
«Можно устроиться продавцом за «десятку» (10 000 рублей. – Авт.), но половина этой суммы уйдет на штрафы – за недостачу, за опоздание с перерыва на минуту, за внешний вид, если вдруг забыла перчатки одноразовые надеть… В общем, больше 6-7 тысяч никогда домой принести не получалось», – говорит продавец супермаркета Лилия Сургучева.
В списке вакансий «центра занятости ДНР» по-прежнему видна катастрофическая нехватка медиков, учителей, инженеров. Постоянно требуются водители троллейбусов и трамваев, даже обещанная зарплата в 10 тысяч рублей (4700 грн) не особо привлекает дончан. Как и работа дворниками (3500 рублей, или 1650 грн), или педагогами на 0,5 или 0,75 ставки за примерно ту же зарплату.
«Я работаю в больнице техничкой на полставки, – рассказывает дончанка Вероника. – И чтобы как-то выжить пришлось еще на полставки в школу пойти полы мыть. В больнице получаю 1750 рублей (750 грн), а в школе – две тысячи (870 грн). При этом рабочий день начинается с семи утра в больнице, а после обеда – бегу в школу и там до вечера. Домой конечно же прихожу вся уставшая, но другого выхода нет. Найти какую-то другую работу очень сложно, и приходится довольствоваться тем, что есть».
«Приверженность идеям республики»
Бюджетные организации честно обещают, что вряд ли больше 4000-5000 рублей (1880-2350 грн) получат их новые сотрудники, разве что положение спасут 50-процентные доплаты, но их предлагают далеко не везде.
«В одном из «министерств» зарплата у рядовых сотрудников – 15-20 000 рублей (7000-9400 грн). Но это недостижимая работа, устроиться на нее практически нереально, только по протекции друзей или знакомых, – рассказал дончанин Игорь Простак. – И там главное не столько опыт работы или профессиональные качества, сколько приверженность идеям ДНР. Об этом на собеседованиях очень долго говорят, прощупывают людей».
«Приверженность идеям республики» часто является одним из требований к соискателям вакансий не только в бюджетных организациях, но и в коммерческих.
«Я на рынок устраивалась работать. За выход предлагали 200 рублей, стоять с 8 утра до 3 часов дня. Сказали: «Если ты за «укропов», то не возьмем». Я подумала и решила отказаться от столь «заманчивого» предложения. Устроилась посудомойкой в кафе – там 300 рублей за вечер платят и никого не интересуют политические взгляды сотрудников», – поделилась дончанка Мария Шилова.
Шахтеры не видят зарплату полгода
Одна из самых почитаемых на Донбассе профессий, о процветании которой так любили рассказывать адепты «русского мира», на деле оказалась в плачевном состоянии. Подавляющее большинство шахт, находящиеся на оккупированной территории, если не закрылись, то определенно испытывают материальные трудности. В первую очередь это ударило непосредственно по самим шахтерам, которые, несмотря на то, что исправно спускаются под землю и выдают на-гора уголь, долгие месяцы не получают зарплату.
«У нас на «Бажанова» (шахта им. В.М. Бажанова. – Ред.) зарплату выдают непонятно, – рассказывает горнорабочий Виталий. – За октябрь прошлого года еще полностью не рассчитались. Постоянно дают зарплату частями. То 4000 рублей (1750 грн) дадут, то 2000 (870 грн). И это только покрывают только то, что должны, а чтобы всю сумма разом дать – говорят, что денег нет. Я уже давно думал уволиться отсюда, но на других шахтах еще хуже ситуация. В Енакиво или Горловке шахты вообще закрываются, людей разгоняют без выходного пособия. Так что это мы еще, можно сказать, на плаву держимся. Хотя под землю смены спускаются, добыча есть, а бухгалтерия вечно разводит руками – нет денег».
Голодные 90-е возвращаются
На сайтах, посвященных поиску работы на оккупированных территориях, нередко публикуют перечни востребованных профессий и зарплат. Оказывается, что самые востребованные в «республике» – руководители подразделений и торговые представители с автомобилем, затем – риелторы и спасатели, и только потом – горнорабочие очистного забоя. Врачи и программисты находятся в самом конце списка, хотя, к примеру, только одна больница в Дебальцево нуждается во врачах практически всех направлений.
«Сейчас словно голодные девяностые возвращаются, – рассказывает дончанин. – Братки жируют по ресторанам, а для простых людей зарплата в 5000 рублей (2200 грн) – уже радость. В первую очередь экономим на отдыхе. Вот уже два года подряд отпуск проводим дома. Попросту нет денег, чтобы куда-то поехать к морю. Фрукты и мясо сейчас покупаем реже, отдавая предпочтение более экономным продуктам – каши, макароны. Также не хватает денег на обновление гардероба, приходится ходить в старых вещах купленных еще до войны. Одни джинсы могут стоить как целая зарплата, и такая роскошь нам не по карману», – поделился дончанин Валентин Игорев.
«Еле ноги унесли»
Обнищавшие дончане ищут возможность заработать за пределами Донецка, благо объявлений хватает. То в Москве таксистами, то на строительстве церквей в Крыму, то строителями в Ростове-на-Дону. Обещаются немыслимые зарплаты от 20 000 до 50 000 рублей (9400 – 23500 грн), но все чаще дончане возвращаются разочарованными.
Читайте также: Назван самый сильный природный антибиотик
«Обещали на стройке коттеджей под Москвой платить по 20 тысяч в месяц, проживание и обеды. В итоге, за проживание и еду вычитали, на руки выдавали нерегулярно тысяч по 5-6. Еле ноги унесли, потому что работали по 12-14 часов в день, – поделился житель Макеевки Геннадий Ляшенко. – Я сказал, что ноги моей не будет там. Уехал в Покровск, там тоже строители нужны. Работаю, получаю 8 тысяч гривен вовремя и все нормально».