Журналисты показали, как прошли поминальные дни на оккупированном Донбассе

Жители оккупированных территорий, несмотря на запреты и риски, посещают закрытые погосты.

Несмотря на боевые действия, дончане в поминальные дни проведывают могилы близких людей. При этом часть погостов уже несколько лет закрыта для посещения из-за опасности неразорвавшихся снарядов и мин, но многих жителей оккупированных территорий это не останавливает, передает Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.

«Мы уже четвертый год не можем проведать своих усопших на «Ново-Игнатьевском» кладбище, это рядом с аэропортом, – делится дочнанин Алексей. – Ладно, я понимаю, в 2014-2016 годах там шли боевые действия и было опасно. Но сейчас относительно тихо, и я, несмотря на запреты, местных чинуш, все равно хочу пойти на кладбище! Я просто не могу не уважить близких и дорогих мне людей. После двух лет яростных бомбежек кладбища… Я представляю, что там сейчас творится! И это мой долг навести порядок на могилке».

Иверское, оно же Ново-Игнатьевское – самое молодое кладбище Донецка. И самое разбитое: ему не повезло очутиться на перекрестье двух огней и принять на себя обстрелы чуть ли не всеми видами вооружения.

Несмотря на запрет, дончане туда приходят и даже сделали недавно небольшую уборку на территории. Официально так называемые «власти» Донецка запретили посещение этого кладбища, как и другого – «Застанционного», которое более известно как «15-е кладбище». А, например, в районе Горловки людям нельзя заходить сразу на шесть погостов: в селе Широкая Балка, в поселке шахты им. Изотова, поселке Голомовском, а также на три кладбища поселка Зайцево: «Русское», «Старорусское» и «Центральное».

«Почему-то никто не занимается осмотром и разминированием кладбищ, хотя боевики говорят, что делают это. «15-е кладбище» объявили заминированным чуть ли не полностью, но вот вопрос – кто заминировал-то? Почему не разминируют? Мне кажется, что на территории этого кладбища есть огневые точки боевиков, откуда они лупят по Авдеевке и Пескам. Иначе почему за три года никаких работ саперов не было? Проходил недавно мимо ограды – трава выглядывает уже по пояс, могилы заросли. И охрана бродит рядом явно не просто так», – рассказал местный житель Яков.

Крест на могиле и порядковый номер

Приводя в порядок могилы родных, похороненных на разных погостах Донецка, жители города не могли не обратить внимание на то, что за три года кладбища изрядно разрослись за счет могил убитых боевиков. При этом зачастую на кресте нет даже таблички с датами рождения и смерти – только порядковый номер в книге учета смотрителя.

Так, волонтер Юрий Бирюков рассказал, что в городе Моспино, который входит в состав Донецка, на кладбище появились десятки безымянных могил. «В течение последних 10 дней марта на кладбище насчитали 83 свежих безымянных холмика», – комментирует Бирюков.

«У меня родственники похоронены на кладбище шахты №6 «Капитальная», – рассказывает дончанка Анастасия. – Перед войной там сделали новый участок, который за последние три года разросся раз в десять. Сотни новых могил. Говорят, что здесь чаще всего хоронят боевиков. Даже визуально видно, где боевики, а где мирные жители – их могилы условно дорога разделяет. Новый участок был относительно небольшой, но после начала боевых действий разросся раз в 10. Очень много заброшенных могил боевиков – неухожены, травой поросшие, которая уже высохла. Также очень много неопознанных могил боевиков – на каждой стоит крестик и номер. По новому участку, где хоронят мирных людей, видно, что у многих попросту нет денег на благоустройство могил. Очень мало надгробий или оградок. За могилами ухаживают, а вот какие-то дорогостоящие атрибуты не устанавливают».

Такая же ситуация почти на всех на окраинных кладбищах типа кладбищ шахты 6-Красная Звезда, на Грабарях или Щегловском. Крест и фото на могиле боевика – в лучшем случае. И то в целях экономии фотографии распечатываются на цветном принтере. После нескольких дней дождей или жары такие фото превращаются в выцветшие и размокшие пятна. В большинстве случаев – табличка «солдат № …» и просевший холмик, заросший сорняками.

«К этим могилам редко приходят друзья-сослуживцы. Никогда не видел, чтобы приезжали родственники. На таких могилках стоят пластмассовые цветы, иногда лежат флаги «Новороссии» или «ДНР», которые истрепались до состояния половых тряпок. А родители, наверное, и не знают, что их сыновья тут похоронены, поэтому и не приезжают. Граждан России здесь много, это да – по крайне мере, так говорят их сослуживцы, когда хоронят и когда делается описание тела на случай, если вдруг родные будут искать», – рассказал смотритель одного из кладбищ Донецка.

Дорога длиной в день

В поминальные дни пограничники обычно ожидают увеличения потока автомобилей и пеших очередей в обе стороны через линию разграничения. Сами дончане говорят, что намерены съездить на могилы усопших родных на подконтрольную территорию, чего бы им это не стоило.

«Родители похоронены в Карловке. Раньше дорога занимала полчаса на автобусе, через Пески. А теперь только в одну сторону – день, – рассказывает дончанка Елена. – Приходится отстаивать очереди на блокпостах, потом от Курахово добираться до Селидово, оттуда уже на Карловку. Это я крюк огромный делаю в добрую сотню километров, да и по деньгам выходит не очень – в одну сторону около 150-200 гривен. А ведь у меня есть знакомые, у которых родные в Авдеевке похоронены. Так они рассказывают, что уже три года не навещали могилы близких, ведь их кладбище на самой линии фронта находится, да и вряд ли их туда пустят».

Читайте также: Журналисты узнали, как в оккупированном Луганске готовятся к встрече Рождества

Проехать за линию разграничения и вернуться одним днем дончане готовятся морально и материально. «Сейчас вроде говорят, что на КПВВ пропускают очень быстро. Так что есть шанс утром уехать в Волноваху и вечером вернуться в Донецк. Но знакомый перевозчик уже намекнул, что раз такой спрос на поездки, то возможно, будут подниматься цены. Называл даже тариф в 500 гривен – это туда и обратно. Ну, если не сможем своим ходом добраться до могилок, тогда придется выкладывать полтысячи, а что поделать? Главное – навестить родных людей, которых с нами уже нет, но которых мы по-прежнему любим», – резюмировал дончанин Михаил.

Похожие статьи

Т-подібна витяжка Weilor: Сучасний дизайн для вашої кухні

Современные мельницы для измельчения проб зерна

Австралия вводит беспрецедентный запрет на социальные сети для подростков