В завершающий день ежегодного заседания парламента Китая повестка дня была достаточно скудной. Отсутствовала традиционная пресс-конференция премьер-министра, ставшая нормой за последние 30 лет. Это событие служило редкой возможностью для иностранных журналистов задать вопросы второму человеку в стране и позволяло премьеру «поиграть мускулами».
Сокращение полномочий премьера
Отмена пресс-конференции фактически снижает авторитет премьер-министра Ли Цяна. В прошлые годы подобные мероприятия иногда приводили к неожиданным моментам. Например, в 2020 году бывший премьер Ли Кэцян обнародовал цифры, вызвавшие дебаты о заявлениях правительства об искоренении бедности.
Дальнейшая централизация власти
Сокращение внимания к премьер-министру, а также более короткий срок заседаний в этом году, свидетельствуют о продолжающихся структурных изменениях в Коммунистической партии Китая (КПК). Президент Си Цзиньпин все больше концентрирует власть в своих руках за счет других лиц и институтов.
«Это признаки продолжающихся структурных изменений в КПК, где президент Си Цзиньпин все больше накапливает власть за счет других лиц и институтов», — отмечает Альфред Ву, доцент Национального университета Сингапура, изучающий китайское управление.
Более того, парламент принял закон, фактически усиливающий контроль партии над Государственным советом — кабинетом министров, возглавляемым Ли Цянем.
Открытость для внешнего мира
В то же время, для внешнего мира партия стремится создать образ открытости. На фоне падения доверия иностранных инвесторов и проблем в экономике министр иностранных дел Ван И настаивал, что Китай остается привлекательным местом для инвестиций и бизнеса:
«Китай остается сильным двигателем роста. «Следующий Китай» по-прежнему остается Китаем», — сказал он, добавив, что «Китай открывает свои двери шире».
Таким образом, наблюдается консолидация власти вокруг председателя Си при одновременных заявлениях об открытости для внешнего мира. Это порождает определенные противоречия в политике КПК.