После любого террористического акта неизбежно возникают вопросы: почему он не был предотвращен или вовремя обнаружен? Однако недавнее нападение в Москве поднимает особенно сложные вопросы для президента России Владимира Путина в период международной напряженности и недоверия. И во многом это связано с предупреждением, поступившим из Вашингтона.
Конкретное предупреждение США
7 марта Соединенные Штаты выпустили необычайно конкретное предупреждение для своих граждан. В нем говорилось о сообщениях о том, что «экстремисты» имеют «неминуемые планы нападения на массовые собрания в Москве», и конкретно упоминались концерты. Американцам, находящимся в городе, было рекомендовано избегать мест большого скопления людей в ближайшие 48 часов.
Время может не совпадать идеально, но другие детали тесно связаны с событиями 22 марта. Очевидно, что у Вашингтона были некие разведданные, касающиеся планов террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), которая впоследствии взяла на себя ответственность за нападение в Москве.
Помимо публичного предупреждения своим гражданам, США также заявили, что напрямую информировали российское правительство об угрозе. Как сообщил американский чиновник после атаки, «правительство США также передало эту информацию российским властям в соответствии со своей давней политикой «обязанности предупреждать»».
Игнорирование предупреждений со стороны России
Несмотря на предупреждения из США и наличие каналов для обмена разведданными, даже между не являющимися союзниками странами (особенно когда речь идет о потенциальных атаках на гражданское население), Москва проигнорировала эти сигналы.
За три дня до нападения президент России Владимир Путин выступил перед руководством Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, чья работа заключается в защите страны от терроризма и иных угроз. Главным приоритетом, по словам Путина, является поддержка того, что он назвал «специальной военной операцией» – официальной формулировки для полномасштабного вторжения в Украину.
Путин также заявил, что:
- Украина перешла к «террористической тактике»;
- Предупреждения Запада о потенциальных атаках на территории России являются «провокационными заявлениями»;
- Эти предупреждения «напоминают откровенный шантаж и намерение запугать и дестабилизировать наше общество».
Таким образом, игнорируя конкретные предупреждения о готовящемся нападении, российское руководство сосредоточилось на обвинениях в адрес Запада и Украины, что, возможно, ослабило бдительность спецслужб.