Газпром пытается успокоить европейцев и найти новых клиентов.
Газпром, подконтрольный государству газовый гигант, уже давно выполняет две функции: выступает инструментом внешней политики Кремля; и основным источником налоговых поступлений для правительства Владимира Путина, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на УНИАН.
Об этом пишут Елена Мазнева, Анна Ширяевская и Келли Гилблом в статье «Газпром теряет свою силу на рынке», опубликованной на сайте Bloomberg.com.
Времена изменились. Из-за своего размера Газпром уже давно привык диктовать условия. В Европейский Союз он поставляет около 30 процентов газа. Но после падения прибыли на 70 процентов, российская компания вынуждена бороться за свою долю на рынке, которая приносит около трети дохода ($ 100 млрд). Газпром перестал быть мощным дипломатическим инструментом, когда у клиентов появилось гораздо больше возможностей.
Международное энергетическое агентство (МЭА) говорит, что к 2025 году импорт газа в ЕС будет составлять 77 процентов от его потребления, по сравнению с 63 процентами в настоящее время. Это вовсе не значит, что дополнительный импорт будут покупать у Газпрома. Американские компании начнут поставлять сланцевый газ на европейские электростанции со следующего года. «Американский сланцевый газ предоставит европейским потребителям возможность укрепить свои позиции», — говорит Фатих Бирол, исполнительный директор МЭА. Американский экспорт может составить половину объемов гибкого СПГ, которые направят в Европу к 2020 году, — говорит Филипп Оливье, главный исполнительный директор Engie Global LNG, компании-поставщика гибкого СПГ. «Гибкий» — означает, что газ можно оправить куда угодно.
Читайте также: Американские компании составят конкуренцию «Газпрому» на европейском рынке
И это не только Америка. «Будет конкуренция между американским, российским, алжирским и ближневосточным газом», — сказал генеральный директор Total Патрик Пуянне в октябре. В ответ Газпром отказался от пустых слов и угроз в адрес европейских клиентов, которые протестовали против действий Москвы в Украине в прошлом году и чьи правительства ввели санкции в отношении России. (Западные санкции не ограничивают закупки российского природного газа.) Вместо этого, компания уделяет больше внимания потребностям клиентов, объявляет о планах строительства трубопровода, который будет транспортировать газ непосредственно в страны ЕС, и пытается урегулировать антимонопольный иск ЕС, который может стоить ей миллиарды долларов.
Россия пытается ослабить напряженность в отношениях с Западом из-за Украины и активизировать сотрудничество в борьбе с террористами в Сирии. Эти усилия имели ограниченный успех, но Россия настойчиво продолжает. «Позиция Газпрома и российской стороны становится гибкой в свете меняющейся ситуации, мы защищаем свои интересы, но и учитываем требования европейской стороны», — говорит первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер.
Газпром пытается успокоить европейцев и найти новых клиентов. «Вследствие кризиса в Украине, диверсификация поставок газа стала мантрой для ЕС и России», — говорит Симоне Тальяпьетра, сотрудник аналитического центра Брейгеля (Брюссель). Но «Россия нуждается в газовом рынке ЕС точно так же – если не больше — как ЕС нуждается в российском газе».