Более того, данный вопрос очень политизирован, и, в первую очередь, из-за того, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк не понимает процессов, которые происходят на рынке нефтепродуктов. Об этом рассказал эксперт, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук, передает Хроника.инфо со ссылкой на УНН.
В частности, по словам Л.Косянчука, Украина — энергозависимое государство, соответственно цены на нефтепродукты у нас формируются с учетом курса валют.
«Берем маленькую ретроспективу. Первый тезис: Украина — энергозависимое государство, более 85% — это импорт. Это означает, что в топливе очень велика до 90% валютная составляющая, потому что покупаем за доллары, реализуем за гривну и через некоторое время (а это месяц минимум) пробуем купить валюту за ту гривну. Иногда получается, в большинстве случаев не получается, ведь сейчас, согласно постановлению № 124 НБУ, там есть ограничения и выходит так, что во-первых, и гривна, которую мы через месяц хотим перевести в доллар, совсем не та гривна, которая была на начала продажи. Таким образом, это увеличивает ожидаемую волантильнисть национальной валюты где-то на 2-2,5 грн плюс к доллару.
Нас интересуют нефтепродукты, которые мы покупаем на мировом рынке. Не существует нефтепродуктов с ценой Литвы, Польши, Беларуси, Израиля или Греции, потому что есть единая для всех цена. То есть, девяносто пятый бензин за месяц потерял в цене 43 доллара на тонне (то есть основания для снижения розничных цен на 95 копеек на литре), дизтопливо — 84 доллара в тоне (дает основания для снижения цен на дизтопливо на 1,8 грн за литр). В начале разговора мы определили, что мы очень зависим от курса гривны, пока не берем курс Нацбанка, по которому мы платим налоги, нас интересует коммерческий курс. Так вот, месяц назад гривна к доллару имела отношение 23,6 грн за доллар, а по состоянию на вчера 24,8 грн за доллар, то есть гривна потеряла по своей стоимости 1,2 грн — а это ровно дает основания для повышения розничной цены на 1,1 грн в бензине, и где-то копеек 80 плюса добавляет в дизтопливе.
Поэтому, когда мы сравним цифру основания для падения в связи со скидкой цены на внешнем рынке на 95 копеек, мы имеем 1,1 грн повышения. Друг на друга… Может даже немножко меньше 20 копеек на литре еще бы должно было подорожать. Но дорожать уже некуда, поскольку потребитель потерял покупательную способность свою где-то в 3 раза», — рассказал эксперт.
Кроме того, как отметил, Л.Косянчук, основания для удешевления бензина отсутствуют также в связи с повышением налогов на нефтепродукты с начала 2016 года.
«Теперь по налогам. Все мы знаем, что с 1 января 2016 года налоги на топливо в виде акциза увеличились на 13%, а это значит, что 70 коп. на литре налоги государства выросли в розничной цене. И на сегодня доля налогов в розничной цене превысила стоимость самого бензина. Если брать розничную цену на бензин где-то 19,08 грн по рынку, то из этих денег 41% — это стоимость горючего, 47% — это налоги, то есть государство получает больше за сожженное топливо в Украине и импортируемое сюда, чем сам производитель. И 9% — логистика, содержание АЗС и так далее.
Это расходы операторов на сеть. Если даже взять сценарий, фантастический, что кто-то нам в месяц дал бензин бесплатно, то даже в этих условиях он бы стоил не менее 11 грн за литр за счет налогов и расходов на обслуживание сети.
Более того, на 40% увеличилась плата за электричество, а если вы обратили внимание как выглядит АЗС — она освещена баннерами, отопление также идет тоже больше за счет электроэнергии. То есть доля постоянных расходов на содержание АЗС чрезвычайно увеличилась.
Теперь скажите, есть основания для понижения? Знаете, почему политизирован этот вопрос? Потому что наш премьер из всей математики в школе усвоил одно действие — вычитание! Вычитание денег у нас, у вас, вычитание денег у предпринимателей, это он очень хорошо усвоил, но, к сожалению, в математике еще умножение, деление и сложение», — сказал В.Косянчук.
Вместе с тем, эксперт отметил, что сегодня в Украине продаются нефтепродукты, которые были закуплены в ноябре, а А.Яценюк, по его словам, не разбирается в указанных особенностях функционирования нефтеперерабатывающего рынка Украины.
«Премьеру, если он не понимает процессов, происходящих на рынке, можно было бы иметь советников. А если бы он имел нормальных советников — они бы ему сказали — уважаемый Арсений Петрович, то, что вы озвучивали в своей речи — 30 долл. за баррель, — это цена фьючерса на март месяц. Даже такую мелочь он не учитывает, или нас считает дураками. Но когда нормальный специалист, который 35 лет работает на этом рынке слышит от премьера, от человека, который на такой должности говорит такие глупости — это уже не смешит, это пугает. Поэтому очень много чего в нашей стране, тем более и уровень нашей жизни зависит от одного человека, то есть премьера.
Сейчас повышается цена мартовских фьючерсов, а сегодня в Украине продается топливо, полученное из нефти по фьючерсам октября — ноября, то есть по 46 долл. за баррель.
Читайте также: В Украине сокращаются запасы газа
Чтобы вы понимали, сегодня в Украине продаются нефтепродукты, которые были закуплены в ноябре, которые приехали в декабре в Украину, и сегодня они торгуются в сети, и они никакого отношения не имеют к котировкам мартовских фьючерсов», — резюмировал В.Косянчук.