Гособоронзаказ-2016 крайне низок для воюющей страны, но выглядит вполне сносно.
Объем гособоронзаказа (ГОЗ) на 2016 год, утвержденный накануне, крайне низок для воюющей страны, но в то же время предусматрвает ряд позитивных изменений.
Об этом пишет в своей статье Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, передает Хроника.инфо со ссылкой на ZN.UA.
«Впервые после двух лет войны в Украине зажжен маяк, освещающий путь создателей и производителей стратегического оружия. Если бы объем ГОЗ-16 превышал 500 млн долл., можно было бы говорить о революционных преобразованиях. Потому что два—три самостоятельно реализованных прорывных проекта могут не только существенно усилить стратегическую составляющую отечественного института сдерживания, но и превратиться в мощное психологическое оружие Украины. А заодно и продемонстрировать миру, что Украина способна самостоятельно производить современное оружие. Ведь ни для кого не секрет, что в результате работы российских спецслужб в Европе украинские предприятия все чаще получают отказы в ответ на запросы о покупке комплектующих», — пишет Бадрак.
По его мнению, именно самостоятельно созданное и серийно произведенное оружие может превратить Украину из инородного тела в реального, и главное, полноценного партнера западных оборонных компаний (ЗОК).
«Учитывая табу на конкретику, лапидарно обозначим, что в ГОЗ-16 довольно солидное место занимает ракетная тематика — направление, где национальные школы могут создавать без оглядки на поставки иностранных комплектующих. Присутствуют темы усиления ПВО, наземных высокоточных средств поражения, авиационного вооружения. Полагаю, что и отмеченные Верховным главнокомандующим на январском заседании СНБОУ проекты ракетного вооружения в рамках темы «Ольха» и комплексов крылатых ракет на основе технических решений работы «Нептун» оказались в списке приоритетных. Кроме того, поговаривают даже, что намеки на благосклонное отношение к национальным вертолетам могут трансформироваться в твердые намерения реализовывать программу. Если создатель этой техники согласится разделить риски и финансовые вклады, например, своими силами выполнит ОКР по созданию лопастей», — отмечает автор статьи. По мнению Бадрака, если два года войны были потеряны для серьезного перевооружения, то нынешний список внушает куда больше надежд на будущее. «Это, несмотря на все заковырки, можно считать достижением ГОЗ-16», — пишет Бадрак.
«Известно также, что и вырос уровень опытно-конструкторских работ: только по Минобороны он составляет более 10% в общей структуре ГОЗ-16 (в отличие от единиц в прошлом). Это значит, что начал создаваться задел. Вопреки полному отсутствию системы в этой части оборонного реформирования (т.е. без управляющего ОПК в государстве, без института генеральных конструкторов и научно-технического совета) вполне адекватно и достаточно рационально выстроены приоритеты», — говорится в статье.
Читайте также: СНБО утвердил проект гособоронзаказа и Стратегии кибербезопасности на 2016 год
Как отмечает эксперт, стратегия выглядит вполне сносно «при нашем уровне ресурсных возможностей».