Как сказал Николай Гриценко, руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» (проект USAID «Агроинвест»), это предусмотрено законом, регулирующим безопасность и качество пищевых продуктов.
«Это ограничение связано с вступлением Украины в ВТО, — рассказал Гриценко, — и вызвано также желанием производителей отечественных свою продукцию животного происхождения продвинуть на внешние рынки. А там требования к качеству и безопасности продукции — строгие. Мы должны принимать этот фактор во внимание».
Соответственный закон предлагалось ввести в действие неотлагательно, но если бы Украина три года назад не отложила ограничительные нормы «пищевого» закона, могла бы оказаться под угрозой продовольственная безопасность страны.
Впрочем, и сейчас ситуация не лучше. Кабинету Министров одновременно с пролонгацией ограничительных норм «пищевого» закона поручалось создание сети пунктов закупки молока и убойно-санитарных пунктов животных, которые содержаться в усадьбах. Но дальше поручения дело не продвинулось — концепцию госппрограммы не одобрили.
Николай Гриценко резюмировал, что если вышеупомянутый закон заработает в полную силу, то его негативные последствия на себе ощутят не только подсобные крестьянские, но и фермерские хозяйства, в целом животноводческая отрасль. Если не будет сделано решительных шагов для изменения ситуации, последствия от ограничений остаются не радостными: крестьяне или перестанут содержать скот, или структуры-перекупщики активизируются. Но при любом раскладе, владельцы хозяйств (крестьянских и фермерских) останутся в накладе, их доходы уменьшатся существенно.