Международное следствие обязательно доведет дело до судебного процесса.
Нидерландское правительство рассматривает несколько вариантов привлечения к ответственности виновных в катастрофе Boeing МН17. Это может быть международный трибунал или национальный судебный процесс одной из стран-участниц Совместной следственной группы по расследованию катастрофы малазийского лайнера.
В том, что международное следствие доведет дело до судебного процесса, нет никаких сомнений. И Украина правильно сделала, что согласилась на проведение международного расследования. Тем не менее, украинские власти недооценивают значение следствия и суда национальной юрисдикции. Чтобы поставить точку в этом расследовании, Украина, на мой взгляд, заинтересована в том, чтобы соответствующий судебный процесс был проведен на украинской территории и по украинскому праву. (Прочие пострадавшие страны, конечно, тоже могут предлагать свою территорию для проведения суда.)
Что касается международного трибунала по договоренности между пятью странами, участвующими в Совместной следственной группе, то он также возможен. Правда, и в первом, и во втором случае понадобится немало времени, чтобы исполнить принятое судом решение.
После судебного процесса заинтересованные страны, наверняка, столкнутся с еще одной проблемой – как исполнить решение суда, например, в отношении гражданина другого государства. Впрочем, это решаемая задача.
Еще одна задача, которую нужно будет решить пятерым странам-участницам расследования катастрофы МН17, – распространение решения суда по всему миру. Это может быть, например, некая международная конвенция или система двухсторонних договоров.