Площадь свалок составляет 7% от территории Украины.
У носорога плохое зрение, но при его весе это не его проблемы. В этом он очень напоминает наших политиков – они могут себе позволить не замечать проблему или использовать ее в борьбе за власть, но не решать. А вот нас это касается напрямую. Если поиграть в ассоциации, то на слово «мусор» мы легко и быстро ответим – Львов. Но это не совсем верно. Львов просто горячая точка по этой проблеме. Через небольшое время «выстрелить» эта история может где угодно. По большому счету мусорной проблемой глобально занимаются только в Днепре и локально – в Киеве и Виннице. Все остальные – потенциальные жертвы.
Начнем с цифр, которые ярче любых слов. Площадь свалок в Украине составляет 7% от всей территории страны. Вам об этом не расскажут героические борцуны с торговлей украинской землей. Потому что борьбу хорошо оплачивают и на ней можно делать рейтинг, а то, что Украина тонет в мусоре – политикам не интересно. Между тем в нашей стране насчитывается 6,5 тыс. законных и около 35 тыс. незаконных свалок. Ряд экспертов и официальные лица не всегда соглашаются с цифрой 7%, настаивая, что реально мусором покрыты всего 5% территории Украины. Но по большому счету – какая разница? Разве 5% это мало? Да это площадь европейской страны типа Дании.
Как Украине не утонуть в мусоре? Закапывать поглубже? Топить в море? Не спасает. Мы в этом самом мусоре скоро утонем по одной простой причине – 95% твердых бытовых отходов (ТБО) в стране отправляются на свалки. Не на переработку, не сжигается, а просто вывозится на свалку. Причина банальна – так дешевле. Коммунальные и частные фирмы берут выгодный подряд у городских властей на вывоз мусора, неплохо на этом зарабатывают – зачем искать новые решения? Если все деньги делаются исключительно на вывозе. Всего 5% украинского мусора идет на переработку или сжигается. Остальной просто вывозят на свалки.
Что делать с украинским мусором очевидно любому грамотному человеку. Его из категории «проблема» нужно перевести в категорию «ресурс». И тогда мы не будем ломать голову над тем, куда деть мусор из города. Мы будем выбирать – кому его продать. Да, переход на новые рельсы потребует изменений в законодательстве, потребует изменений нашего подхода к мусору (да, сортировать его легче до того, как выбросить). И инвестиций потребует, конечно. Но это уже не наши расходы – желающих инвесторов достаточно. Конечно, сортировку можно тоже взвалить на их плечи. Но выйдет дороже. К примеру, в Польше платят примерно 100 евро в год за переработку мусора, в Украине — порядка30 гривен. Как лучше поступить? Выбирать нам.
Готовых решений от политиков на государственном уровне ждать не стоит. Только за последние годы в Верховной Раде зарегистрирован целый ряд законопроектов по теме мусора, но все они замкнуты на одну логическую цепочку. Большая часть мусора — это упаковка товара. Значит нужно ввести дополнительный налог или сбор на производителей упаковок. Ну, допустим они это примут. Упаковка подорожает, это повышение продавец переложит на наши плечи, а мусор никуда не денется. Давайте уже признаем, что существует всего три основных способа утилизации бытовых отходов: захоронение, сжигание и переработка. Можно еще запускать контейнеры в космос, но уже решение уровня Садового.
Если мы будем рассматривать мусор, как ресурс, то ситуация меняется кардинально. Не нужно вводить дополнительные налоги, совсем наоборот. Мы можем даже зарабатывать на мусоре. На самом деле любой мусоросжигательный завод — это фактически ТЭС, топливом в которой служит ТБО. Конечно, процесс нужно катализировать газом, но в результате мусор сгорает, и мы получаем тепло и электроэнергию. Гуманитарии от Самопомичи этого не знали, а все достаточно интересно, если подойти с умом. И Львов давно мог получать тепло и электроэнергию дешевле, чем на рынке, просто за счет переработки мусора. И остальные города тоже.
Страхи про то, что сжигание мусора превратит город в отравленную дымом пустыню несколько преувеличены. Существующие в настоящее время технологии позволяют проводить эффективный процесс дожигания органических соединений таким образом, что в срезе трубы завода их концентрация не превышает предельно допустимой концентрации выбросов. Выхлоп чище, чем у десятилетнего авто. Современные каталитические и плазменные технологии позволяют полностью нейтрализовать эти выбросы. В той же Швеции такие заводы строят прямо в городе, потому что проблем экологии они не создают. То есть если нет долгой и сложной истории с землеотводом, жадности городских властей, требующих непомерную долю, то проблема вполне решаема. В течение двух лет даже в наших реалиях.
Положительных примеров мало, но они есть. Утилизацией мусора успешно занимается мусоросжигательный завод «Энергия» в Киеве (компания «Киевэнерго») и ряд установок поменьше в небольших городах. По информации Минрегионстроя в Украине работают мусоросортировочные линии в Киеве, Виннице, Днепропетровске, Запорожье, Черновцах, Переяслав-Хмельницком, Червонограде, Чугуеве, Белой Церкви, Буче и ряде других городов. Но все это – капля в море. При этом мусоросжигающим предприятиям не хватает сырья! Только в 2014 году пришлось импортировать 410 тыс. тонн отходов. Ау, Садовой, ты слышал? Люди из-за границы завозят мусор, покупают за валюту. Мэры других городов, вы тоже слышали? Нет проблемы с новыми свалками, просто нужно научиться сортировать мусор. И у вас его будут покупать, как бы смешно это не звучало сегодня. Да, нужно приучать людей к сортировке и раздельному выбрасыванию. Наверное, с помощью доброго слова и большого штрафа. Но в результате Украина перестанет тонуть в мусоре, а получит тепло и электроэнергию.
В настоящий момент глобальный проект по такой работе с мусором реализует только Днепропетровская ОГА. Киевэнерго работает с имеющейся мощностью, Винница и Буча стараются мягко перейти на европейские стандарты, власть Львова предпочитает уходить от проблемы в политику и голодовки, чтобы спасти репутацию Садового, который за годы своего правления спокойно отказал десяткам инвесторов в строительство мусоросжигательных заводов. Похоже, именно Днепр станет примером для всех, как нужно выруливать из ситуации. Но непонятно – без примеров городские и областные власти начать работу не могут? Это не благотворительность, а реальные деньги. Инвесторов очередь.
Советник главы Днепровской ОГА Виктор Пузанов считает, что 7% это скорее всего преувеличение, но выше мы уже писали, что и 5% много. Даже 1% земли можно использовать эффективнее. Ниже привожу его слова без купюр, потому что для понимания процессов это многое дает.
Проблемы основные две. Первое — это всегда было мафиозным промыслом. И роль пахана почти всегда принадлежит мэру или околомэркам. Причем, бизнес делится на три составляющие: вывоз, приём на полигон, и сортировка/продажа вторсырья. Вывоз держат коммунальные предприятия, и они получают из бюджета то, что собирается с жителей — в среднем сейчас это 15 гривен в месяц с человека. Затем они отвозят мусор на полигоны, и платят (в среднем по 60 гривен за тонну) тем, кто полигоны держит. И затем эти же полигонодержатели нагоняют бомжей (они сами нагоняются, как правило), которые сортируют мусор по типам вторсырья. Это структура существующего бизнеса. Теперь что можно или нельзя сделать.
Разумеется, для начала ты должен занять место между всеми «игроками», с возможностью на них влиять. Потому что если нет, то убьют очень быстро. Во-вторых, ты должен отказаться от идеи самому на этом зарабатывать — иначе затянет моментально.
Дальше — технологии. Ещё лет десять назад кроме сжигания ничего не было, а это а) удар по экологии (очень много выбросов), и б) дорого (энергозатратно, с минусом полезного продукта на выходе). За такую технологию (мусоросжигательный завод) надо было или поднимать тариф на вывоз в разы, или получать «зеленый тариф», что у нас очень сложно (на ветер или солнце для электричества запросто, по мусору — сложно). На киотские деньги слишком много желающих. Кстати, в Европе вся мусорная технология именно такая, поскольку совсем недавно в такие заводы были вложены миллиарды, и их надо окупать. Они делают много попыток продать эти заводы целиком в третьи страны, например, нам (именно отсюда растут ноги Филатовских попыток вывезти заводы из Лондона. Уже не получилось).
Но сейчас уже есть технология (в основном японская, но там и канадцы, и шведы поработали), при которой мусор выгодно даже ПОКУПАТЬ. То есть, не брать с перевозчиков по 60 грн за тонну, а им доплачивать). Это выработка газа и электричества, с практически нулевыми выбросами. И вот такой завод у нас уже в процессе. Уже выделена земля, готов проект, и по плану уже в этом году начало строительства, а в 2018 начало работы.
И ещё две компании стоят у нас в очередь. И очень расстроены, что не успели первыми. Потому что мусора мало, тот завод, что в процессе, рассчитан на 600 тысяч тонн в год, а это именно столько, сколько генерирует Днепр и область. Но мы дадим построиться и остальным. Во-первых, конкуренция, это всегда хорошо. Во-вторых, они будут разрабатывать существующие полигоны (порядка 20 млн тонн по всей области), пусть это и будет им менее рентабельно. Короче, лет 5, и в области проблема мусора и полигонов будет навсегда закрыта.
Резюмируя, могу сказать, что в настоящий момент проблему превращения мусора из проблемы в деньги решают только люди губернатора Резниченко. Но ведь по большому счету они не открыли ничего принципиально нового. Да, за 10 лет появились нужные технологии, раньше их не было. Раньше мусор был проблемой, а теперь ресурс и сырье для получения прибыли, но это совсем не секрет. Это можно сделать в каждом регионе. Во Львове, в Харькове, в Киеве. Конечно, можно просто подождать и продавать мусор в Днепр. Тоже деньги вместо полигонов. Но тогда рабочие места в этой отрасли и в энергетике появятся только там. Мэрам и губернаторам, которые на самом деле патриоты своего региона, стоит об этом задуматься. На сроки обратите внимание отдельно – требуется меньше года…