Ученые из нидерландского университета Эразма Роттердамского и британского Кембриджа предупреждают о катаклизме, который неотступно надвигается. Их прогноз базируется на основе проведенного систематического анализа последствий таяния Арктики — за последние 40 лет уже сократилось площадь льда более чем на треть.
Ученые при помощи компьютерной модели PAGE09 оценили экономический эффект от выброса в атмосферу 50 млрд. тонн метана в 2015-2025 гг. Проведенные с разными параметрами вычисления показали колоссальный финансовый ущерб — от $10 трлн. — до $220 трлн.
Экономическими потерями наиболее вероятными названа цифра в $60 трлн. Это с размером мирового ВВП сопоставимо — по оценкам Всемирного банка, стоимость во всем мире произведенных товаров и услуг в 2012 г. достигла $71,7 трлн. (против 2009 г. — $58 трлн.).
Петер Уэйдхэмс, специалист из Кембриджа по Северному ледовитому океану, утверждает: «Бомба с часовым механизмом — огромная экономическая — размещена под Арктикой. Попав в атмосферу, 50 млрд. метана, на 15-35 лет ускорят приближение состояния, когда глобальная средняя температура в 2 градуса превысит порог доиндустриального значения. Значительная часть ущерба нанесена будет беднейшим странам Азии, Африки и Южной Америки».
Накрытая ледяным колпаком, «метановая бомба» находится под Восточно-Сибирским морем. Представляет собой слой гидратов — кристаллические соединения газа и воды. Этот слой от атмосферы отделяют льды, вода и примерно 20-метровый (тонкий) слой вечной мерзлоты, который покрывает морское дно.
Чем на поверхности моря льда меньше останется, тем оно сильнее солнечными лучами будет разогреваться и все больше струй метана будет прорываться в атмосферу. Пока из недр водоема в год просачивается около 10 млн. тонн метана.
От метана парниковый эффект сильнее в 23 раза, чем от углекислого газа. Как считают ученые, если в атмосферу из Восточно-Сибирского моря «выстрелит» 50 млрд. тонн такого газа, это значительно на температуру Гренландского щита повлияет, а таяние может уровень воды в мировом океане поднять на 7 метров.
«Мы предвидим мощное, вероятно, даже катастрофическое воздействие на глобальный климат, — говорит Уэйдхэмс. – Самое малое из последствий — таяние ледников экстремально быстрое».
Мировые лидеры, по утверждениям исследователей, недостаточно уделяют внимания возникшей недавно проблеме под названием «метановая бомба». О ее возможном извержении впервые лишь в 2010 г. заговорили, когда Наталья Шахова и Игорь Семилетов (сотрудники Университета Аляски) впервые обнаружили во время арктической экспедиции в океанском дне фонтаны метановых гейзеров.
Про большому счету, как считают кембриджские исследователи, сообщество мировое мало что сделать может для предотвращения детонации «метановой бомбы» — ведь даже остановка полная промышленности уровень CO2 не вернет к точке, когда ледники таять прекратят и начнут восстанавливаться. Но хотя тикающий часовой механизм остановить нельзя, но можно последствия извержения метана минимизировать. Над этим и нужно ученым активней работать.