Каких результатов удалось добиться за месяц после введения санкций.
Украинские власти открыли новый фронт борьбы с преступностью – «ворами в законе» и криминальными авторитетами. Против них ввели санкции, некоторых задержали, других пытаются выдворить из страны. Как идет война с преступным миром и кто в ней побеждает, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на РБК-Украина.
Месяц назад – 14 мая – Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) решил ввести санкции против всех известных на постсоветском пространстве «воров в законе» и криминальных авторитетов. В этом списке оказалось около 600 фамилий «воров» и лидеров преступных сообществ.
Многие из них даже никогда не были в Украине и на данный момент пребывают в местах заключения. Большинство – это граждан России и уроженцы кавказского региона. В том числе и лидер преступного мира РФ, который в данный момент находится за решеткой, Захарий Калашов по прозвищу «Шакро Молодой».
По решению СНБО, все их активы на территории страны будут заблокированы, а документы аннулированы. Въезд в Украину им отныне запрещен.
Этот шаг – продолжение объявленной властями еще в прошлом году войны с преступным миром. Тогда удалось через Верховную раду провести специальный «антиворовской» закон. Он ввел наказание за «распространение преступного влияния» и «организацию воровской сходки». За эти особо тяжкие преступления сейчас можно попасть в тюрьму на 15 лет.
Украинская история в этом аспекте не нова. Подобные масштабные «антиворовские» кампании пару лет назад устраивали Россия и Грузия. Собственно говоря, именно выдавливание преступников из этих стран привело к тому, что многие из них осели в Украине и достаточно комфортно себя здесь чувствовали. До недавних пор.
История борьбы
Само понятие «вор в законе» характерно исключительно для постсоветского пространства. Оно начало формироваться в 1920-30-х годах в СССР, когда в местах лишения свободы среди других заключенных начали выделяться более «авторитетные».
Они жили по «понятиям», контролировали «общак» и следили, чтобы другие члены сообщества не нарушали «воровской кодекс». Например, этот кодекс запрещал «ворам» сотрудничать с правоохранителями, заниматься политикой и воровать у своих.
Создатель украинского УБОПа (Управление по борьбе с организованной преступностью, – ред.), полковник милиции Валерий Кур объяснил причины появления этого феномена.
«Они (заключенные, – ред.) сами для себя придумали фактически, для решения своих споров, этот институт «третейских судей», которые сами сидели в местах лишения свободы и знали эти тяжелые условия», – отметил он.
Сталинский режим пытался поставить «воров» на службу государства, особенно в период Второй мировой войны. Но этот порыв наткнулся на жесткое сопротивление со стороны части заключенных, которым «воровской закон» запрещал как-либо сотрудничать с госорганами. По сути, преступный мир в те времена разделился на два лагеря.
Новый виток противостояния пришелся на время Перестройки в СССР. Преступные организации оказались не готовы к изменениям, а правоохранители, в свою очередь, попытались поставить их под контроль или ликвидировать. Этот период характеризуется отходом от дел «старой гвардии» преступников и выходом на арену новичков, которые в борьбе за власть позволяли себе не соблюдать «понятия».
В 1990-х многие лидеры «воровского мира» укрепили свое влияние, воспользовавшись тяжелой экономической ситуацией в постсоветских странах и слабостью государственных институтов. При этом часть из них вышли из теневого сектора, стали бизнесменами и попытались взять под контроль политикум.
Первой страной, которая радикально подошла к вопросу «воров в законе», стала Грузия. В начале 2000-х эта проблема стала слишком острой: преступность контролировала целые секторы экономики. В 2005 году после прихода к власти Михаила Саакашвили началась кампания против криминальных авторитетов. Грузинский парламент принял специальный «антиворовской» закон, и почти 200 авторитетов угодили за решетку, были осуждены и тысячи их «сподвижников».
При этом силовики «отличились» массовыми случаями незаконных арестов и даже применением пыток к задержанным. Более того, изъятые у преступников автомобили и особняки были переданы в пользование полиции. Эта ситуация вынудила «воров» оставить Грузию и переехать в Россию, Турцию и Украину.
Через 15 лет похожая ситуация произошла уже в РФ. Там также был принят специальный закон, который предполагает уголовное наказание за сам статус «вора в законе». Еще за пару лет до этого авторитетов начали отлавливать и задерживать даже за малейшие преступления.
Апофеозом стал приговор к 10 годам тюрьмы для самого влиятельного на постсоветском пространстве «вора» – Захария Калашова («Шакро Молодой»). Он возглавил преступный мир после убийства «Деда Хасана» (Аслана Усояна) в 2013 году.
Полковник Валерий Кур считает, что украинские «воры в законе» – абсолютно не самостоятельные фигуры. Все они были «коронованы» в России или в других странах бывшего СССР и зависимы от российских авторитетов. А те, в большинстве своем, находятся «под колпаком» МВД и ФСБ России.
«Наши так называемые «воры в законе» просто дети для тех, которые в России. Ни один из них рот не раскроет, если попытается, условно говоря, быть самостоятельным или быть «коронованным» в украинском преступном сообществе», – отметил бывший начальник уголовного розыска.
По его мнению, сейчас наблюдается очередной виток войны государства с преступным миром, и объявленная властями «охота на воров» – лишь один из ее этапов. Основной аспект в том, убежден экс-милиционер, что после 2014 года Украина резко развернулась в сторону Запада, а криминальные авторитеты все еще ориентированы на российскую сторону.
Украинский список
В перечне СНБО из почти 600 «воров в законе» лишь 15 официально имеют украинское гражданство. Наиболее известные из них это Андрей Недзельский («Неделя»), Сергей Лысенко («Льора Сумской») и Сергей Олийнык («Умка). Последний был задержан 20 мая в аэропорту Днепра при попытке покинуть страну. В тот же день за решетку угодил еще один влиятельный «вор» – Лаша Джачвлиани по прозвищу «Лаша Сван».
Согласно информации правоохранителей, Олийнык был «коронован» в Санкт-Петербурге в 2014 году, а Лаша Сван – в 1995 году в Москве. Их зоной влияния были центральные, восточные и южные регионы Украины, также они занимались распределением воровского «общака».
Как следует из судебных материалов, им инкриминируют шесть конкретных эпизодов преступной деятельности. Среди них, например, назначение «смотрящего» за городом Черноморск в Одесской области.
Кроме того, «воры» выделяли деньги на подкуп правоохранителей и судей, чтобы помочь «коллегам» из преступного мира избежать наказания. Речь идет о ситуации с российским «вором» Романом Коганом («Кащей»), который был экстрадирован из Польши в Украину, а затем через Окружной админсуд Киева смог получить украинское гражданство. Это помогло избежать его выдворения в Россию.
Кроме того, по версии следствия, «Умка» курировал мошеннические «call-центры» и финансировал поставки продуктов осужденным исправительной колонии в Днепропетровской области.
Полиция считает, что Олийныку активно помогал «Лаша Сван», который официально является лицом без гражданства. Оба они были арестованы Печерским судом Киева на 60 суток и содержатся в полицейском изоляторе. Именно там, а не в Лукьяновском СИЗО, им могут обеспечить безопасность, сказал источник в правоохранительных органах.
В свою очередь, адвокат Олийныка Юрий Иващенко в общении прямо не ответил, признает ли его клиент наличие статуса «вора в законе». «В предъявленном подозрении говорится о совершении конкретных действий. Мы их опровергаем. Там не говорится о статусе или не статусе», – подчеркнул юрист.
Он также отметил, что часть вменяемых «Умке» преступлений была совершена до вступления в силу «антиворовского» закона, поэтому его нельзя привлечь к ответственности по этим эпизодам. Вдобавок защита Олийныка считает незаконными введенные против него санкции СНБО.
«Позиция клиента заключается в том, что ограничиваются его конституционные права как гражданина Украины. Потому что законом четко определено, что на гражданина Украины могут быть наложены санкции только за террористическую деятельность. А моему подзащитному такое подозрение не предъявлялось», – заявил Иващенко.
Пока защита «Умки» раздумывает над тем, обжаловать ли санкции в судах, украинские правоохранители через суд наложили аресты на все его имущество. В том числе и на то, которое записано на близких и дальних родственников: жену, мать, отца, сына, тестя, тещу и племянницу.
Впрочем, есть в перечне санкционированных «авторитетов» и те, чья связь с преступным миром выглядит неочевидной. Например, под них попали участник добровольческого батальона «Крым» Мансур Мовсаров и депутат Васильковского городского совета Киевской области Мехак Алексанян.
Последний сообщил, что уже подал иск в Верховный Суд против президента Владимира Зеленского. Он требует отменить введенные против него ограничения. Депутат Васильковского горсовета говорит, что с момента введения санкций у него заблокированы все счета.
«Я не знаю, как я попал в этот список, я никогда не сталкивался с этой сферой. Не знаю, ошибка ли это или меня специально туда «кинули», – сказал он.
Алексанян отметил, что 32 года живет в Украине, занимался частным бизнесом в Василькове, в частности, гостинично-ресторанным. Также имеет удостоверение адвоката.
Неокончательная победа
По словам Алексаняна, в список «авторитетов» его включил Департамент стратегических расследований Нацполиции. В самом департаменте не смогли предоставить изданию комментарий по санкциям против «воров в законе». Там намекнули, что работа по ним еще не закончена.
«Так как санкции СНБО исполняет не только ДСР, но и многие другие органы, в том числе и правоохранительные, мы пока отдельно не комментируем это направление. Возможно чуть позже, когда будет уже финальный результат», – отметила спикер департамента Анжелика Иванова.
Кроме Алексаняна, по состоянию на 11 июня еще 11 так называемых «криминальных авторитетов» обжаловали в судах санкции Совбеза.
Примечательно, что еще 4 июня секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что проблема «воров в законе» и «криминальных авторитетов» в Украине практически решена. По информации МВД, в Украине по состоянию на начало года находились 34 «вора», а после введения санкций их количество сократилось до 17.
«Сегодня ни одного преступника, который находится под этими атрибутами («вора в законе», – ред.) в нашей стране нет», – отметил Данилов.
Также уменьшается количество лидеров преступных группировок – «криминальных авторитетов». Если в начале 2021 года в Украине их было 111 человек, то после санкций 36 добровольно покинули страну. Еще 42 планируют выдворить в ближайшее время, а оставшиеся 33 попадут под следствие.
Кроме того, Министерство внутренних дел предлагает для окончательной победы над «ворами» перенять еще одну новацию из грузинского опыта. Речь о создании специальной тюрьмы, в которой будут содержаться только «воры» и авторитеты». В Грузии это помогло разрушить иерархию лидеров криминального мира, которые в нарушение «воровского кодекса» вынуждены были сами за собой убирать и себя обеспечивать.
Бывший начальник пенитенциарной системы Украины Сергей Старенький объяснил, что до недавнего времени «воры в законе» контролировали тюрьмы, колонии и СИЗО, а сейчас сохраняют влияние на них. Для них это вопрос «престижа», уточнил он. По его словам, тот же «Умка» отвечал за тюрьмы Днепропетровской и Харьковской областей, а «Льора Сумской» – за Киев, Черниговскую и Житомирскую области.
«Они уже давно отказались от такой модели поведения, что «вор в законе» должен сидеть в тюрьме и изнутри путем встреч и переговоров руководить процессами. «Воры в законе» уже давно не садятся в тюрьмы, чтобы ими управлять, все происходит с помощью интернета и телефонной связи», – сказал Старенький.
Он скептически относится к новому этапу «войны с преступностью» в исполнении власти. По его мнению, попавшие под санкции «авторитеты» успешно обжалуют их в судах, а выдавленные из страны «воры» продолжат распространять свое влияние в Украине, будучи за границей.
Единственный выход, считает бывший глава Пенитенциарной службы, это осуждать «воров» за тяжкие преступления. Но наличие преступного статуса у самих подсудимых, по его мнению, доказать будет достаточно сложно.
Читайте также: Стало известно, сколько продлятся переговоры Путина и Байдена
Старенький уверен, что на смену «старым ворам» придут новые, которые уже готовы бороться за власть и имеют достаточный финансовый ресурс. Все это в комплексе приведет к переделу сфер влияния, считает собеседник.
«Мое убеждение, основанное на личном опыте и на опыте работы правоохранительных органов, преступность победить невозможно. Это социальная проблема, которая возникла с государством и будет существовать вечно», – резюмировал ветеран УБОПа Валерий Кур.