hronika.info
Политика

Почему парламент не отправил правительство в отставку

Почему парламент не отправил правительство в отставку Главным ньюсмейкером недели в Украине, безусловно, был Арсений Яценюк.

Даже когда он ничего не делал, все ключевые события крутились вокруг него, передает Хроника.инфо со ссылкой на газету Сегодня.

ПРЕМЬЕРИАДА. Событием номер один, естественно, являлась попытка отставки премьера. Такого ажиотажа вокруг кадрового вопроса украинский парламент не помнил, пожалуй, с 2008 года, когда в его стенах скандально убирали спикера. Кстати, тоже Яценюка.

Но если в 2008-м операция «Отставка» удалась, то в 2016-м провалилась. Сейчас нет смысла описывать, как именно это происходило, — об этом уже рассказано не один раз. Но есть смысл разобраться, почему так произошло и что будет дальше.

Версий выдвигалось много. И почти все они уж слишком конспирологические. На самом деле все, вероятно, и проще, и сложнее.

Сложно быть премьером и нравиться всем. Так же, как мало кому нравился премьер Николай Азаров, но он продержался почти четыре года, так как для очень многих альтернативные варианты казались еще хуже. Аналогичная ситуация сложилась и сейчас: одно дело — разносить правительство в пух и прах, другое — в момент голосования задуматься над тем, что будет после.

Это «после» остановило очень многих. Потому что они поняли: в нынешней конфигурации парламента альтернативой премьеру Яценюку будет только ставленник президента. А усиления позиций Петра Порошенко хотят далеко не все.

Не хотят этого и на Западе, предпочитая плохой баланс сил любому авторитарному режиму. Все эти факторы вместе и привели к тому, что работу Кабмина признали неудовлетворительной 247 депутатов, а его отставки захотели только 194.

Эти же факторы определяли и все события после голосования. В частности, ими объясняется, почему «Самопомич» два дня думала, выходить ей из коалиции или нет. Казалось бы, чего тут думать? Антикабминовская позиция «Самопомочи» была такой же откровенной, как и у «Батькивщины», но Юлия Тимошенко вышла из коалиции почти сразу после провального голосования.

Однако у львовян были свои резоны. Выйти из коалиции — значит, развалить ее, поскольку у БПП и «Народного фронта» 226 голосов нет. Что должно быть вслед за развалом? Или новая коалиция, или перевыборы. Новую коалицию создать в этой Раде сложнее, чем собрать вслепую кубик Рубика, а перевыборы зависят от воли президента: не захочет назначать — и ничего с ним не сделаешь. Останутся в стране два центра власти — Банковая и Кабмин, а Рада будет не при делах. Нужно это «Самопомочи»?!

И все-таки они решились. Потому что в случае сохранения себя в составе старой коалиции пришлось бы объяснять, почему месяц твердили, что «с Яценюком ни за что и никогда», а потом вдруг остались именно с ним. Так что теперь парламент остался без коалиции. Теперь начнутся долгие поиски нового варианта, во время которых каждая из пяти фракций изначального большинства попытается урвать себе побольше. И очень сомнительно, что между их аппети­тами найдется компромисс.

А в целом вся эта ситуация показывает, что нынешний парламент уже совершенно нежизнеспособен, и лучшим выходом для страны были бы его перевыборы.

ГУДБАЙ, ШЕНГЕН? Если в вопросе отставки Кабмина Рада порадовала Европу, то в вопросе принятия законов явно огорчила. Парламент под давлением вернул в Налоговый кодекс норму об обязательных электронных декларациях доходов и расходов чиновников и их родственников уже в 2016 году, но при этом изменил ее до неузнаваемости. И планку для декларируемых покупок с подарками подняли, и список родственников ограничили, и, наконец, на год отменили уголовную ответственность за липовые сведения в декларациях.

Такую «борьбу» с коррупцией уже жестко раскритиковал посол Евросоюза, и можно не сомневаться, что не менее жесткой будет реакция Брюсселя в целом. Так что недавние заверения власти о том, что безвизовый режим с ЕС будет уже в июле, постепенно становятся очередной сказкой.

ПАРТИЙНАЯ ДИКТАТУРА. Еще один принятый Радой закон, который точно не обрадует Европу, — о партийной диктатуре. Этот закон разрешает съездам партии (читай — партийному руководству) менять партийные списки уже после того, как выборы прошли. Что означает фактическое рабство депутатов: пошел против воли вождя — остался без мандата.
Подпишет ли президент этот закон — вопрос. С одной стороны, он вынужден будет считаться с мнением Европы, да и диктатура вождей ему ни к чему — это сужает возможности маневра при нужных голосованиях. С другой стороны, Порошенко не может отправить в правительство ни одного своего нардепа, поскольку тогда в парламент по списку БПП пройдет адвокат Геннадия Корбана, и нужен закон, чтобы этого бывшего союзника из списка исключить. Для президента идеальным был бы закон, который можно было бы применить один раз и тут же ветировать, но такого еще никто не придумал.

ГРАНИЦА-27. Кого точно порадовал парламент, провалив отставку премьера, так это валютный рынок: в последние два дня доллар наконец перестал расти на межбанковских торгах и даже начал откат назад. Впрочем, скорее всего, для этого были и объективные причины: доллар выше 27 гривен оказался настолько «несъедобным» для импортеров, что они перестали его брать.

Только этим можно объяснить тот факт, что на межбанке в начале недели безналичный курс поднялся на гривню, а наличный и черный рынок этого практически не заметили, откорректировав свои курсы всего на 10—20 копеек. В результате оказалось, что курс безналичного и наличного доллара практически сравнялись, а это лучший показатель того, что откат неизбежен. Что, в итоге, и произошло вчера.

БЛОКАДА.
И еще одно событие, всю неделю шедшее фоном кампании по отставке премьера, — блокада российских фур в Украине.

Читайте также: В Субботу пройдет новый обмен пленными

Началось все, как на крымском перешейке — как акция активистов, которую вынуждено было поддержать правительство. И для формирования некого «украинского духа» — это и неплохо. Но вот для экономики — очередной удар. Ведь блокада привела к тому, что теперь уже украинские фуры возвращаются с российских трасс. А поскольку основной украинский экспорт идет на колесах, то именно Украина от взаимной блокады страдает больше, ведь основной российский экспорт (нефть и газ) идет по трубам, которые никто перекрывать не собирается (да и Европа не даст).

Рекомендуем прочитать

США призвали Израиль прекратить стрельбу по миротворцам ООН в Ливане

OSHU

Президент Тайваня обещает защищать суверенитет острова

OSHU

Сенсационные заявления в новой книге о Трампе и Путине

OSHU