Чтобы расследовать дело, нужна политическая воля.
Я пишу этот комментарий, пока в Одессе, слава Богу, еще ничего не случилось. Прочитав свежие новости, можно узнать, что нашли какие-то гранаты, ружья и прочую требуху, которая может испугать обывателя. В аэропорту сидят лидеры украинской оппозиции, которых не пускают в город – понятно, для чего они туда движутся. Министерство иностранных дел России (не Украины, а России!) выражает своё недовольство, что в Одессу введены дополнительные силы безопасности – тут становится вполне понятно, чего хочет российская сторона.
Из всех щелей повылезали определённые товарищи с определёнными лозунгами – российское телевидение с удовольствием показывает их, называя не прорусскими, а именно пророссийскими силами. И всё это на непростом фоне противостояния губернатора Саакашвили и мэра Одессы Труханова.
Конечно, сегодняшний день сегодня же и закончится. Все разойдутся, и опять на год наступит хрупкое спокойствие. Но останется главное – нерасследованное дело о трагедии в Доме профсоюзов, где в беспорядках и страшном пожаре погибли 48 человек.
Чтобы расследовать дело, нужно лишь желание и политическая воля. Чтобы не расследовать, можно указать тысячу причин. Эта тысяча причин бесконечно называется: то сбежали за границу свидетели и обвиняемые; то исчезли какие-то протоколы; то массово пропали вещественные доказательства. В общем, не идёт дело.
А поскольку уголовное дело не идёт, то идёт дело политическое – Одесская трагедия стала предметом колоссальных спекуляций. Обычная уголовка превратилась в политическую историю, в заговор, в котором сплелись все.
Да, безусловно, Одесская трагедия была элементом локальной гражданской войны, но гражданское противостояние становится войной лишь тогда, когда проливается первая кровь. И кто-то конкретный её проливает. Однако, украинская юридическая машина пока не может найти того, кто конкретно пролил эту кровь. И это главная причина сегодняшнего напряжения.
Одесса – сложный город. Он многонационален и многоязык. Его бы даже можно было назвать русским городом, но он не Севастополь, он другой. Он украинский, еврейский, русский, молдавский, цыганский, греческий армянский. И еще сюда можно приписать сто национальностей. Этот сплав, как мы помним, подарил миру пару десятков лучших писателей, поэтов, художников и мыслителей советского времени. Гиганты прошлого ушли, но осталась красота города, море, пляжи, неистребимый одесский говор, самые смешные анекдоты, прекрасная кухня.
Но в этой благости обязательно будет негаснущий конфликт, пока власть не найдёт конкретных виновных, которые поджигали и убивали.
И это не Путин должен расследовать, — точку в истории должен поставить Порошенко с его силовыми структурами.
На майские праздники в Одессу массово прибывают отдыхающие. Они с удивлением смотрят на военных, которые наполнили город.
Ничего, пусть это будет самым большим несчастьем.